Consumer Electronics Show 08: Детство цифрового мира

 | 19.27

Выступление основателя Microsoft стало в последние годы обязательным элементом церемонии открытия Consumer Electronics Show. Но в этом году оно все же было особенным. Билл Гейтс летом уходит в отставку. И его последнее публичное выступление не могло не стать программой развития индустрии на обозримое будущее.

Самый выдающийся «айтишник» современности редко ошибается в прогнозах. В середине 90-х в своей книге «Дорога в будущее» Билл Гейтс сделал ряд предсказаний на предстоящую на тот момент декаду развития индустрии высоких технологий. Многие из них тогда казались фантастическими, но сегодня они стали реальностью.

Цифровые прогнозы CES

И вот снова на CES-2008 прозвучали прогнозы на следующие 10 лет. Глава Microsoft отметил, что главной целью индустрии станет соединение людей, а не человека и ПК, как прежде. Изменения затронут средства отображения информации. Они станут высокоразрешающими, дисплеи будут вмонтированы в рабочие поверхности, а экраном благодаря проекторам станет любая плоскость. Мультимедийные приложения и базы данных будут доступны онлайн с любых устройств после простой процедуры аутентификации. Сформируется естественный пользовательский интерфейс цифровых устройств. Человеку больше не надо будет приноравливаться к машине, осваивая «спецсредства» в виде клавиатуры или мыши. Им на смену придут управление голосом, прикосновениями и жестами, а также визуальное распознавание. А персональная электроника пополнится функциями навигации, распознавания образов и языкового перевода.

С прогнозами Билла Гейтса перекликается взгляд в будущее руководителя другой системообразующей компании. Выступая на открытии CES-2008, глава Intel Пол Отеллини пообещал, что уже к Пекинской олимпиаде на базе чипа Intel Canmore будет доступен карманный девайс, способный в реальном времени распознавать и переводить надписи на китайском, а также помогать пользователю в произношения иноязычных фраз. Как заметил глава Intel, сегодня намечается самый крупный прорыв в сфере потребительской электроники и индустрии развлечений со времен появления телевидения.

Справедливости ради надо заметить, что, несмотря на грядущую смену цифровых десятилетий, экспозицию выставки CES, прошедшей с 7 по 10 января в Лас-Вегасе, революционной назвать сложно. Скорее наблюдается эволюция – что-то стало больше, что-то тоньше, что-то быстрее или вместительнее, что-то обогатилось известной ранее функцией. Да и сама выставка остановилась в росте по площадям, участникам и посетителям. Тем не менее те тенденции будущего десятилетия, о которых говорили гуру индустрии, на выставке просматривались весьма зримо. И особенно это проявилось в области средств отображения информации.

Новые технологии

Если граница между современными телевизорами и компьютерными мониторами еще не стерлась окончательно, то в течение второго «цифровой десятилетия» это точно произойдет.

Одним из наиболее ожидаемых экспонатов в этом сегменте был лазерный телевизор компании Mitsubishi. Аппарат работает как проекционный с задней подсветкой (что приводит к увеличению габарита в глубину по сравнению с панельной техникой), а роль источника излучения в нем играют не лампы, а лазерные лучи. Такой подход позволяет отображать до 90 % видимого диапазона цветов, что вдвое превосходит показатели лучших устройств других типов. Впервые концепт-образец лазерного ТВ был показан австралийской компанией Arasor еще в 2006 году. Оптимисты полагают, что такие модели появятся в продаже в Америке уже в этом году по цене около $1000. Пессимисты утверждают, что технология пока находится в разряде перспективных и очень сырая. Mitsubishi устроила демонстрацию трех привезенных в Лас-Вегас 65-дюймовых аппаратов не на своем стенде на CES, а на отдаленной площадке в гостинице Palm, чем сразу резко ограничила возможности ознакомиться со своей новинкой. Судя по нежеланию компании привлекать лишнее внимание к своей технике, в оценке перспектив появления в этом году в продаже лазерных ТВ правы скорее пессимисты.

Много новинок было представлено в OLED-технологии. Телевизоры и мониторы на базе активных матриц на органических светодиодах (OLED) используют вдвое меньше электроэнергии, чем жидкокристаллические телевизоры того же размера, и могут похвастать отличной цветопередачей и невысоким потреблением энергии.

При этом они в 5–10 раз тоньше, чем жидкокристаллические телевизоры. Но существующие коммерческие образцы имеют небольшой размер и высокую цену – в мире недавно стартовали продажи лишь 11-дюймовых OLED-дисплеев компании Sony. Показанные на CES образцы расширили горизонты для коммерческих OLED-продуктов. Рекордный по размеру OLED-дисплей представила Samsung – 31 дюйм по диагонали (при толщине 4,3 мм), новинка от Sony оказалась на 4 дюйма меньше. Все OLED-новинки CES поддерживают разрешение 1080p (или Full HD – 1920х1080 пикселей).

Рекордные габариты

Рекорд размера ТВ-экрана показала компания Matsushita (под брендом Panasonic). Плазменная матрица диагональю 150 дюймов имеет разрешение вчетверо больше Full HD и способна вмещать изображение взрослого человека в натуральную величину. В продаже этот гигант появится лишь в 2009 году по цене не менее $100 тыс.

Габаритные рекорды вдохновляли производителей мониторов и телевизоров, выполненных и по другим технологиям: практически во всех сегментах вендоры показали на выставке очередной рекордный результат в своей «весовой категории». Хотя, конечно, большую часть внимания привлек плазменный «супертяж».

Что касается третьего габарита (глубины устройства), то нынешний CES стал местом, где об этом говорили много и с удовольствием, и где было что посмотреть. Модными терминами superslim и ultraslim по заслугам наградили свои устройства многие производители. Компания Pioneer показала рабочий образец плазменного телевизора с толщиной корпуса всего 9 мм (24 мм в наи- более широком месте). Рекорд минимальной толщины в сегменте ЖК-телевизоров поставила компания Sharp. Габарит в глубину ее 52-дюймовая модели – 29 мм, при этом толщина собственно дисплейной части – лишь 20 мм. Но самыми выдающимися результатами по толщине могут похвастаться модели дисплеев, выполненные на органических светодиодах (OLED и AMOLED). Толщина таких образцов составляет всего несколько миллиметров.

Нестандартные формфакторы

Необычное устройство показало одно из подразделений компании Dell. Вогнутый дугообразный экран монитора Alienware Curve шириной около метра с разрешением 2880х900 пикселей – это мечта геймера. Он буквально окружает игрока и погружает его в игру, задействуя периферическое зрение человека. Изделие должно поступить в продажу в США во втором полугодии.

Вообще основным рынком выставки CES является США, и по большинству продуктов информации о выходе на рынок Европы, а тем более Украины, нет вообще.

Уменьшение толщины и веса экранов, их гибкость позволяет реализовать провозглашенную Биллом Гейтсом тенденцию внедрения экранов в непривычные ранее объекты – рабочие столы, различные бытовые и промышленные приборы и механизмы. Встроенный экран холодильника или даже швейной машины становится не только средством контроля за прибором и режимами его работы, но и местом управления режимами работы удаленной аудиосистемы, средством просмотра картинок и пр.

Электронная бумага

Компания LG.Philips LCD впервые показала широкой публике образцы цветной электронной бумаги формата А4 с рекордной цветопередачей – 16,7 млн цветов. Разрешение этого дисплея – 1280х800 пикселей. Изображение формируется специальной белой взвесью, активирующейся в момент записи на экран в ячейках под цветными фильтрами. При этом для хранения и просмотра такого изображения энергия не требуется. Хоть электронная страничка и выглядят не очень ярко и контрастно, но это еще один шаг к давно обещанной революции в издательском деле, когда привычную бумагу заменит электронная. И несмотря на то что в этом году будет доступна в продаже только черно-белая версия электронной бумаги, теперь уже ясно, что в ближайшее десятилетие электронная бумага настоящего типографского качества все же потеснит обычную.

Близки по свойствам к электронной бумаге экраны, выполненные по технологии flexible AMOLED – на основе гибкой активной органической матрицы. Их особенностью является подложка из металлической фольги и тонкий активный слой (толщина его не превышает 0,15 мм), что позволяет сворачивать такой экран в трубочку. Активная матрица обеспечивает яркое изображение (для этого, разумеется, требуется питание). Представленный на CES первый в мире 4-дюймовый qVGA-дисплей (240х320 пикселей) компании LG.Philips LCD имеет разрешение 100 пикселей на дюйм и отображает 16,7 млн цветов. Дисплей предназначен для использования в портативной технике.

Проекторы

Судя по экспозиции CES-2008, главные тенденции развития проекторов остаются прежние – рост разрешающей способности и миниатюризация. При этом разрешающая способность стремится к показателю Full HD – 1920х1080 пикселей. Многие производители представили на выставке проекторы с таким разрешением. А миниатюризации предела нет. Если миниатюрный проектор имеет возможность подключения к сети, то проблем с его полноценным использованием для презентации нет уже сегодня. К примеру, коммерческий проектор такого типа размером чуть больше пачки сигарет, формирующий 60-дюймовую SVGA-картинку (800х600), показала компания Mitsubishi.

Индустрия уже готова интегрировать функции проектора даже в мобильный телефон. Есть лишь проблема энергообеспечения: учитывая способности стандартных аккумуляторов мобильных гаджетов, подобная схема может использоваться лишь как концепт. В Лас-Вегасе прототипы такого рода показали компании 3M и Microvision. Их коммерческий успех целиком зависит от появления емких миниатюрных средств энергоснабжения.

Другой тип проекторов, формирующий картинку прямо на сетчатке человеческого глаза, был на CES-2008 чрезвычайно популярен. Речь идет о разнообразных цифровых очках. Более десятка производителей показали свои коммерческие решения такого рода. Более того, в Америке в общественном транспорте уже никого не  удивляет вид молодой особы в цифровых очках. Все говорит о том, что этот персональный проектор уже готов стать массовым продуктом.

Цифровые технологии завтрашнего дня объединяют не только системы отображения информации. Но все эти дисплеи, проекторы, «электронная бумага» и цифровые очки постоянно находятся у человека на виду и по этой причине в его глазах давно превратились в главных действующих лиц цифрового мира. Поэтому на выставкe Consumer Elecsronics Show именно средства формирования картинки ежегодно cтановятся  доминантой. По той же причине именно им посвящена эта статья.

О том, удастся ли и на этот раз электронным партнерам современного человека оправдать возложенные на них надежды, поговорим через десять лет.

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *