Демократия по-интернетовски

 | 16.37

Оказывается, моде подвержены не только одежда, искусство, но и политика. Каждое государство, претендующее на звание развитого, обязательно должно завести у себя электронное правительство (ЭП). Значение этого термина в постсоветских странах до конца пока не поняли, поэтому стоит разобраться, что же все-таки стоит за этим красивым словосочетанием, и является ли ЭП необходимостью или просто данью моде.

Максимально коротко понятие можно определить как «автоматизацию процесса предоставления государственных услуг». Исследовательская компания Gartner Group (www.gartner.com) под «электронным правительством» понимает непрерывную оптимизацию услуг, политического участия граждан и управления при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Вообще в модели «электронное правительство» выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений: между государственными службами и гражданами (G2C — government-to-citizen), государством и частными компаниями (G2B — government-to-business), государственными организациями и их сотрудниками (G2E — government-to-employee) и, наконец, между различными государственными органами и уровнями  управления (G2G — government-to-government).

Конечно, рядовому человеку важнее всего знать, как же строятся в электронном правительстве взаимоотношения между государственными службами и гражданами. Кстати, считается, что как раз за этой сферой большое будущее.

По мнению американских и европейских специалистов, задача первой необходимости в ЭП — чтобы налоги прежде всего шли на оказание определенных услуг населению. Естественно, что население за свои деньги вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг. В первую очередь это касается быстрой и качественной работы госучреждений.

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. А введение новейших  программ и устройств в управление сможет упростить многие процессы. Например, снизятся временные и финансовые затраты на бюрократические процедуры – заполнение всех бланков, форм, оплата коммунальных услуг, страхование, даже запись на прием к участковому врачу и многое другое можно будет сделать, сидя дома за ПК. Таким образом, работа и производительность труда ведомств и государственных служб наконец сможет стать более-менее понятной, прозрачной и эффективной.

Сегодня же украинцы узнают о работе ведомств в основном через СМИ, причем такая информация усваивается очень выборочно, да и сами выпуски новостей смотрятся нерегулярно. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они далеко не всегда имеют возможность ознакомиться с этими документами, когда им это действительно нужно.

Обращаясь, скажем, в паспортный стол, мы частенько сталкиваемся с проблемой поиска информации по оказанию услуг, которая не всегда висит на видном месте на доске объявлений. Естественно, нам приходится обращаться к не особо приветливым паспортисткам, на прием к которым еще нужно выстоять очередь а-ля «советские времена дефицита». После чего еще нередко приходится ждать около часа в банке для оплаты счета в 2—3 грн.

Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая и другая информация должна быть доступна всем и каждому в любое время. В рамках формирования в стране электронного сообщества всю нужную для граждан информацию ведомства  должны обязательно опубликовывать, например, на тех же интернет-сайтах госорганов.

Конечно, сделать сразу все нужные услуги доступными через Интернет невозможно. Но на первоначальном этапе организовывают хотя бы доступ к информации и возможность заказа из перечня услуг. Например, в идеале бланки и формы в системе ЭП заполняются в электронном виде и высылаются на e-mail ведомства.  Но вначале могут организовать их курьерскую доставку или заявки через звонки по телефону.  Согласитесь, ведь не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высиживать в очередях, дожидаясь приема.

Кроме того, по правилам электронного правительства, доступ к информации о работе государственных ведомств должен иметь каждый гражданин страны. Причем эта возможность не должна ограничиваться ознакомлением – сервис в идеале становится интерактивным инструментом общения человека и правительства. Подобные попытки мы могли видеть на некоторых сайтах украинских органов власти, но пока они, увы, не могут полноценно работать.

Чтобы иметь все возможные преимущества, гражданам нужно воплотить в жизнь основополагающий принцип: правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. Идеальное ЭП обеспечивает гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года. В Украине же с ее сравнительно немногочисленной интернет-аудиторией такое условие пока трудновыполнимо.

Для того чтобы вся подобная нужная нам информация была доступной, а счета легко можно было оплатить не выходя из дому, и должно существовать ЭП. Опыт таких стран, как США, Канада, Германия, Италия, Япония, Сингапур, Казахстан (к слову, электронное правительство последнего считается одним из лучших в мире) и других показал, что жизнь граждан можно существенно упростить.

Кстати, в Великобритании, которая обзавелась ЭП в основном благодаря дружбе Тони Блэра с Биллом Гейтсом, по последним опросам, жители стали больше доверять своим чиновникам. Ведь одна из основных целей такого правительства – приблизить чиновника к рядовому человеку и обеспечить налаженную связь. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции и взяточничества. Максимум – реально существующая демократия.

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *