Историческая справка: каким был 2007-й год для компьютерного аудио

 | 18.38

Мой Компьютер, №3, 14.01.2008

На рубеже двух годов всегда сложно подводить итоги, потому что, пока пишутся-верстаются статьи, могут произойти некоторые важные события. И если даже в первых числах года появляется новая софта, то ведь создавалась-то она в прошедшем году… Это оптимистичный взгляд на вещи. Хотя, по мнению пессимистов, у нас уже все было… В славные времена Трипольской культуры, первых князей или последних генеральных секретарей. Даже старая софта, написанная на берестяной коре и глиняных табличках, глючила меньше современной. Хотя значительно медленнее работала.

Автор, скорее, согласен с оптимистами. Но для удобства читателей, и своего собственного, мы все-таки поставим два условных маркера, которые могли бы называться <2007> и </2007>, или <start 2007> и <end 2007>. Каждый из которых по времени примерно соответствует активному новогоднему отдыху лицом в салате. А теперь перейдем к событиям и тенденциям.

Софт </2007>

В новом году стало больше интересных виртуальных иструментов, существенно апгрейдились волновые редакторы, и менее существенно — секвенсоры. По метке </2007> мы отслеживаем настоящий бум звуковых движков на основе wavetable (WT). О некоторых из них было написано на наших страницах, и даже в двух частях (см. «Wavetable, или как сыграть на таблице» в МК, № 28 (459)). Дело даже не в успешной продаже юзерам «ностальгии по 80-м», хотя такое явление тоже есть. Преимущества этого способа синтеза полностью реализуются только при возможности периодически загружать в движок новые волновые формы, и даже генерить их самостоятельно. Это проще, чем модульный синтезатор или продвинутая физическая модель, но существенно интереснее в плане звука, чем виртуальный аналоговый, который обычно предлагает нам широкий выбор из синусоиды, пилы и меандра. При этом средний WT-синтезатор меньше нагружает систему, чем средний самплер, оперирующий с длинными волновыми формами.

Насчет виртуальных самплеров. Библиотеки тембров для них продаются уже на нескольких DVD, звуковые движки стали чуть более удобными в плане редактирования пресетов. Но более приспособленными для экспериментов со звуком они не становятся. Тот или другой набор чужих удовольствий продают как обязательное приложение к почти каждому приличному звуковому движку. Что делать, если юзеру не нужны 10 DVD с хип-хопом, хард-роком и техно, зато нужна модуляционная матрица и поддержка микротональности? Тогда собирайте свою собственную модель из модулей. Либо качайте эмулятор старого доброго Ensoniq Mirage, куда можно быстро и удобно загрузить два самплика, полученные в процесе работы над конкретной композицией. Думаю, в следующем году о виртуальных самплерах есть смысл написать подробнее.

Понравилась новая версия Native Instruments Kontakt. Хотя и предыдущая, вторая, была достаточно убедительной. На сегодня это лучший софт-самплер. Качните 400 метров демки и убедитесь сами :-). Но справедливости ради отметим, что не все новые версии музыкальной софты являются апгрейдами в положительном смысле. Господа разработчики, что за ужас вы проделали с замечательным синтом FM-7, обрезав его в самых неожиданных местах для превращения в FM-8? Верните хотя бы микротональную настройку. А лучше — забудьте и сделайте новую версию на основе FM-7.

Волновые редакторы сделались более приспособленными для многоканального звука. Это новшество наконец затронуло Steinberg WaveLab и Sony Sound Forge. B Cool Edit (он же Adobe Audition) и SEK’D Samplitude фича многоканальности была уже очень давно. Если звук сводится в системе 5.1, 7.1 или даже 12.0, как один из моих последних опусов, писать в три или шесть стереопар с последующей синхронизацией, мягко говоря, неудобно. А после многоканальной записи в секвенсор звук обычно приходится поправлять в волновом редакторе.

Секвенсоры делают практически то же, что и на год раньше. Только обрастают плагинами в виде новых софтсинтов и эффектов. За редкими исключениями, очень похожих на старые. А если они-наконец-то-почти-без-глюков-заводятся-под-Вистой, то лично мне это преимущество пока представляется сомнительным.

Операционные системы </2007>

Разговоры об отсутствии профессиональной звуковой софты под Линукс пора прекращать. Недавно протестировал на своем старом компе связку из мноканальной писалки Ardor и волнового редактора Audacity (Athlon-1600, дистрибутив Fedora, близкий родственник Red Hat). По результатам тестирования думаю, как бы поаккуратнее прикрутить эту софту на новую машину. Проблема — только в отсутствии линуксовых драйверов для звуковушки RME Fireface. Производители этого во всех отношениях правильного железа считают свой способ работы карточек на Fire Wire коммерческой тайной и не собираются открывать код драйверов.

Windows Vista народ пока почти единогласно заносит в список обломов и разочарований. По крайней мере, среди людей, работающих со звуком, другие мнения мне не встречались. Звуковая софта, которая более эффективно использует возможности 64-битной ОС по сравнению с 32-битной, все еще находится в процессе написания. А 32-битное ПО однозначно лучше бегает под ХР. Примерно тоже самое происходит с апдейтами MacOS. Несовместимость старых версий софты с новой операционкой сильно смущает нескольких моих знакомых, активно пользующих Mac.

Железо </2007>

Компы снова стали слегка быстрее. Я снова задумался о сборке новой рабочей станции. И снова отложил положительное решение. Поскольку после достижения определенного уровня производительности компа скорость работы падает или повышается уже за пределами системного блока.

Собственно, за его пределами сейчас и происходят самые важные усовершенствования. Такие контроллеры, как немецкий Monome, родственный ему Yamaha Tenori-On, различные тач-пады или новинка года Percussa Audiocubes, в отличие от уже привычной MIDI-клавы, создают впечатление крайней несерьезности происходящего на сцене, и пока именно этим радуют в первую очередь. Впрочем, очень может быть, что количество людей, умеющих на них играть, достигнет критической массы. Когда-то и гитару считали экзотическим инструментом…

Более распространенной становится архитектура инструмента, включающая в себя клавиатутру, звуковой модуль и компьютерный редактор патчей. Этот инструмент обладает достаточной гибкостью для композитора или продвинутого студийного исполнителя, и достаточной мобильностью для музыканта, часто играющего вживую. Либо к софте разрабатывают оптимально поддерживающий ее модуль со звуковыми процессорами и конверторами (недавно — Arturia Origin, Native Instruments Kore и Receptor), либо к хорошему железу прилагают софту, которой раньше для редактирования тембров пользовались только разработчики (уже несколько лет — Clavia).

Возвращаясь к вопросу о популярности WT-синтеза, отметим почти одновременный выход трех очень разных и по-своему интересных железных инструментов — Clavia Nord Wave, Waldorf Blofeld и сильно апгрейдженного Prophet от аффтара легендарной старой клавиши Дейва Смита.

Чугун на душу населения </2007>

В связи с загадочными пожарами на складах и усиленными поисками контрабандистов в самых неожиданных местах, Св. Миколай (дед Мороз, Санта-Клаус), либо они все трое, в этом году преподнесли украинским юзерам несколько меньше железных подарков. И эта тенденция сильно печалит. В объединенной Европе не только говорят об экономике, основанной на знаниях, но и предпринимают ряд конкретных шагов в этом направлении. В США выпустили бюджетный лэптоп для школьников из стран «третьего мира».

А у нас? Неужели в Украине будет сложнее и дороже купить обычный комп? От этого в стране вряд ли станет больше токарей. Или чугуна на душу населения. И даже капуста отечественного производителя не сильно подешевеет. Разве что станут доступнее самые большие в мире микрокалькуляторы (http://mk.semico.ru/dr_vved.htm).

Возвращения </2007>

В области популярной музыки снова были возвращения. Вернулись Police. Вернулся Жан-Мишель Жарр, чтобы поиграть вживую свой Oxygen-1977. Новым официальным релизом Led Zeppelin оказался… сборник эмпешек, пожатых из старых записей. Что дает повод олдовым юзерам наконец узнать, что такое эмпешка, а самым молодым — послушать хорошие песни, которые так любил их папа (или даже дедушка ;-)).

Можно возвращаться, никуда не уходя. Как это сделали «Вопли Видоплясова», выпустив юбилейный альбом с очень древней программой. Да, там они действительно иногда, местами, похожи на самих себя 20-летней давности. Но честно говоря, я бы охотнее послушал запись сильно изменившихся ВВ. Ведь судя по различным параллельным проектам, парням есть куда меняться. Лично мне приятнее представить ВВ с кавером Oxygen, чем их же, по крайне навязчивым просьбам публики, в …-й раз играющих «Танці».

Два достойных внимания, но пока малозаметных для широкой публики возвращения. 1) Альбом культовой киевской команды «Иван Самшит», которая писала приятные песни в стиле синт-поп чуть позже Erasure, но чуть раньше раннего Скрябина. 2) Клубные выступления Сергея Поповича из еще более культовой «Рабботы Хо», который почти 20 лет назад первым в Украине заиграл индустриальный рок.

Сейшен года </2007>

Концерт памяти композитора-авангардиста Александра Нестерова (Киев, Украинский дом, http://forumclassic.org.ua/post-8405.html). Там собрались многие, кто успел поиграть с Александром при его жизни. И многие, кто не успел, но разделяет с другими участниками увлечение импровизационной музыкой. Самое интересное из услышанного — джем джазменов и электронщиков. Представьте себе состав из струнных, духовых, ударных и лэптопов, где максимально звучит до восьми человек. Причем на каждом из инструментов импровизирует человек, вполне способный на самодостаточное соло.

Звания Людини Року и Людини Попу в этом году Имеющий Уши по ряду причин не присваивает. А Людини Джазу — пожалуй, что да. Субъективно лучшим в тот вечер был саксофонист Юрий Яремчук. Из электронщиков (снова субъективно) лучше всех сыграла Алла Загайкевич.

Сетка </2007>

Качество услуг, их ассортимент и цены в Киеве за год изменились достаточно мало. Я сижу на той же достаточно скромной выделенке и плачу за нее те же деньги. Продолжаю получать бумажный спам от провайдера, с которым у меня больше года как закончился конктракт. Спам печатается на жесткой бумаге мелкого формата, бесполезной в хозяйстве, и потому разделяет судьбу электронного — удаляется.

А теперь — о хорошем. Автору удалось найти весьма качественный хостинг. И даже с помощью почтенной old_garpy соорудить на нем продвинутый веб-сайт с опциями последующего расширения. По адресу www.chomub-exe.colocall.com  есть звуковые файлы, записанные с моим прямым участием, а также авторские тексты разной степени научности и популярности. Будете в Сетке — заходите…

Виктор В. ПУШКАР

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *