Лэрри Пейдж и Сергей Брин. Они помогают нам искать и находить

 | 16.12

Тогда, в 1995 году никто не мог и предположить, что задумка двух стэндфордских докторантов превратится во что-то серьезное, а главное, прибыльное. Для Лэрри и Сергея их дело было просто академической забавой, по которой ими было написано несколько научных работ. Не было ни мыслей о доходах, ни какого-либо бизнес-плана. Но и без последнего тогдашним аспирантам удалось получить 100 тыс. USD. Загадочным инвестором оказался Энди Бехтольшайм, один из основателей Sun Microsystems, человек уже тогда обеспеченный и верящий в перспективность интернет-технологий.

Первый терабайт

Однако инвестиции были гораздо позже. Пока шел 1995 и Лэрри Пейдж с Сергеем Брином только познакомились. Даже тогда на рынке уже было несколько поисковых систем, так что соперничать было с кем. Но ни одна из тех разработок не давала достаточно релевантных результатов, а значит, было к чему стремиться. И будущие доктора наук принялись за работу. Через два года появились первые результаты их трудов — Google стал внутренним поисковиком Стэндфордского университета и был доступен по адресу googоl.stanford.edu. Название (Googоl) было придумано быстро. В математике этот термин означает единицу с сотней нулей. В понимании Пейджа и Брина оно должно было символизировать бесконечность информации. В том же 1997 году будущая мегакорпорация получает первые финансовые вливания в размере 15 тыс. USD. Все деньги были получены из кармана ее же основателей, Лэрри и Сергея. На эту сумму ребята купили жестких дисков, суммарным объемом аж 1 терабайт. Подумать только, сегодня за эти деньги можно купить сотни ТБ. Но друзья хотели создать бесконечно большую базу данных (кстати, их желание не изменилось и до сегоднешнего дня), а для этого нужны были бесконечно большие хранилища. 1 ТБ примерно таким тогда и казался. В 1998 ребят настолько захватила их идея, что за полгода до защиты докторской они уходят из института и начинают заниматься исключительно корпорацией. В том же году они знакомятся с Энди Бехтольшаймом (тем самым первым инвестором), который помимо денег дал им еще несколько ценных советов. Один из которых был зарегистрировать компанию. Но чек соучредитель Sun Microsystems выписал раньше регистрации фирмы, а в графе «Получатель» вместо Googol написал Google. По законам штата, по этому чеку можно было получить деньги исключительно на Google. Деньги терять не хотелось, а уверенности в том, что удастся получить такой чек еще раз, не было. Проще было поменять название. Так участь компании была решена – свидетельство о регистрации было получено на имя Google.

Свой путь

Сто тысяч, безусловно, помогли развитию дела. Бизнес окреп, поиск стал еще более эффективным. Настало время продать свой продукт. Как потенциальный покупатель рассматривался Джордж Белл, генеральный директор Excite. Но надежды Лэрри и Сергея не оправдываются. Белл мало того что не проявляет интереса к системе, так еще высказывает мысль, что поиск сам по себе уже не интересует пользователя. Ему, пользователю, уже нужен набор дополнительных услуг: почта, новости, развлечения и его, Белла, компания будет развиваться именно в этом направлении. Ни соло хлебавши, Пейдж и Брин вышли из кабинета Белла и пошли…своей дорогой. В отличие от своих потенциальных конкурентов, основатели поисковика не выбрасывали денег на рекламу, вопреки законам рынка, они не тратились на продвижение. Вместо этого они просто купили еще несколько компьютеров, чтобы увеличить производственные мощности. Такая «безрекламная» стратегия принесла свои плоды довольно быстро, и к началу 1999 года система обрабатывала по 500 тыс. запросов в день. Но уже через год эта цифра достигла ста миллионов. Удивительно, но в то время по сотне тысяч запросов в день обрабатывали не мощные серверы, а обычные домашние компьютеры, построенные на платформе Micintosh. Самое интересное, что до сих пор часть рабочих машин представлена в виде обычных ПК, которые дополнены четырьмя тысячами настоящих «серваков».

При чем здесь «Плейбой»?

Google рос и развивался. Буквально в 2004 году впервые стал вопрос о капитализации предприятия. Умную идею подал Энди Бехтольшайм, тот самый, кто девять лет назад первым поверил в молодых энтузиастов и первым инвестировал в компанию. Идея выставить свои акции на бирже понравилась Лэрри и Сергею. Google на тот момент был уже развитой, прочно стоящей на ногах корпорацией, ее ценные бумаги должны были быстро занять первые строчки рейтингов. Но нью-йоркская биржа отказала. Нельзя сказать, что Брин и Пейдж огорчились, но когда они узнали о причине отказа, то просто рассмеялись. Оказалось, что накануне начала торгов представителям компаний-участников запрещено делать публичные заявления. А ребята умудрились дать интервью в журнал. В «Плейбой». Несмотря на первый неудачный опыт, второй прошел вполне успешно, и уже через год капитализация предприятия составила больше 100 млрд USD. Причем, в силу своей привычки, Лэрри с Сергеем снова не разработали никакого бизнес-плана или биржевой стратегии. И снова оказались правы. В связи с этим у американских подростков даже появилось выражение «делать Google», что означает заработать много денег словно бы случайно, положась на удачу.

Вольности в Google

Уже несколько лет подряд по данным авторитетных исследовательских служб Google считается лучшим работодателем в мире. Высокие зарплаты, молодой коллектив, влюбленный в свое дело, социальный пакет «выше среднего»… Чего еще можно желать? Социальный пакет у Google заслуживает особого внимания. Помимо стандартного набора, состоящего из страховок, отпуска и тринадцатой зарплаты, сотрудники компании получают еще уйму прав и привилегий. Каждую субботу все желающие собираются на корпоративной стоянке поиграть в хоккей на роликах. Завтраки и обеды всем «гугловцам» готовят специально приглашенные повара из самых шикарных ресторанов мира. Кроме того, 20 % своего рабочего времени людям позволено заниматься собственными делами. Как считают Брин и Пейдж именно в это время их подчиненным приходит самые блестящие идеи по развитию бизнеса и совершенствованию сервиса. Но самая удивительная Google-вольность – сотрудникам разрешено брать с собой на роботу домашних любимцев. Таким образом, по офису в Силиконовой долине бегают собаки, коты, крысы и даже одомашненные тараканы. В будущем Лэрри и Сергей делают ставку не только на совершенствование поиска, но и на его персонализацию. Например, при запросе «мышь» система, основываясь на тематику предыдущих запросов, будет сама решать, куда вести пользователя, на страничку любителей грызунов или на компьютерный сайт. Эта технологий уже проходит тестирование и ожидается, что в скором времени будет доступна всем. Кроме того, планируется «привязывать» поиск к месту расположения человека: на запрос, скажем, «Hard Roch Café» разным пользователям поисковик будет выдавать разные результаты.

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *