Летающий контроллер от Logitech — продолжаем изучать особенности

 | 20.04

Мой Компьютер, №7, 11.02.2008

Как уже было сказано в прошлом номере, MX Air на весу сохраняет полную функциональность в качестве мыши. При этом нужно брать контроллер не как мышь, а как обычный пульт ДУ. Все кнопки при этом нажимаются большим пальцем, поэтому блок дополнительных кнопок, настолько неудобный в обычном положении, вынесен вниз.

В качестве «просто мыши» при использовании в воздухе MX Air удобнее, чем кажется на первый взгляд. И даже кнопкой задержки курсора (имитирующей приподнятие мыши в «настольном» положении) пользоваться приходилось нечасто. Движения руки в воздухе ничем не стеснены, поэтому, слегка наловчившись, можно просто пользоваться краями экрана для удобного центрирования курсора. По иконкам я начал попадать с первого раза где-то после часа использования MX Air, по кнопкам в WinAMP 5 (modern skin) — через день, по ссылкам на веб-страницах иногда промахиваюсь и сейчас, однако для веб-сёрфинга «с дивана» MX Air, пожалуй, использовать надо с гораздо меньшим разрешением, чем обычно. Текст, написанный пятым пунктом, при 1680×1050 на 15-дюймовом экране с двух метров уже и не прочитаешь. А если предположить, что этот девайс предполагается использовать прежде всего в составе медиацентра, который использует ТВ-выход, то все вопросы отпадают. Удобно.

Впрочем, не обошлось и без специализированных функций. Например, для медиаплееров на мыши имеется кнопка «play-pause», действие которой в обычном режиме понятно и так. А вот если зажать её и резко дёрнуть MX Air в сторону (влево или вправо), срабатывает переход на следующий или предыдущий трек. Точно так же работает и управление звуком. Кнопка «sound» на MX Air при обычном нажатии просто включает-выключает звук, а уровень регулируется «дёрганьем». Правда, при выключенном звуке сколько ни дёргай, назад он не включится, пока не нажмёшь кнопку, как положено. Логичнее было бы наоборот. Ту же кнопку фиксации курсора удобно использовать при просмотре картинок, например, в стандартном вьювере Windows Vista. При зажатии этой кнопки примерно на три секунды курсор просто останавливается на нужном месте, но клик при необходимости работает. Точно так же можно использовать этот приём с программами, которые пока что не поддерживаются драйвером Logitech. Список поддерживаемых программ пока невелик:

  • Apple iTunes
  • Windows Media Player
  • RealPlayer
  • Rhapsody
  • Winamp
  • Intervideo WinDVD
  • Windows Media Player
  • ACDSee
  • Adobe PhotoshopAlbum
  • Windows Photo Gallery
  • Windows Picture Viewer
  • Internet Explorer
  • Mozilla Firefox
  • Netscape
  • Opera

Для каждого из них MX Air содержит удобное встроенное субменю, которое вызывается той же «тряской». Единственное неудобство кроется в том, что меню это появляется совсем ненадолго, поэтому при его появлении нужно ещё успеть попасть в него курсором. А это требует небольшой практики.

Что ж, до общего стандартизированного интерфейса, как в Apple, такому режиму ещё далековато. В конце концов, список поддерживаемых программ пока ещё не включает многие популярные продукты (например, LightAlloy, IrfanView и так далее), поэтому частенько приходится использовать MX Air не как пульт, а именно как мышь, работающую в воздухе. В то же время именно такая полная функциональность позволяет делать с MX Air намного больше, чем при помощи обычного пульта.

Впрочем, при работе с MX Air постоянно возникало ощущение, что чего-то не хватает. Потенциал устройства настолько велик, что нынешние драйверы не раскрывают его и до половины. Например, было бы неплохо иметь возможность добавлять собственные движения, как в старенькой программе Sensiva. Или, если вам знакома эта игра, как в системе заклинаний Arx Fatalis. Ну, или совсем простая аналогия — гаррипоттеровские размахивания MX Air, как волшебной палочкой. Сделал круговое движение, зажав определённую кнопку — запустился браузер. Нарисовал в воздухе треугольник — запустился просмотр DVD. Ну и, конечно, общий интерфейс… Но этому не бывать, если только Microsoft не зачешется.

Сказать, что MX Air нужна в каждом доме, было бы глупо. Однако девайс вполне удобен и отрабатывает свою немаленькую цену (160-170 долларов) как минимум в качестве имиджевого устройства. Впрочем, в компанию к домашнему кинотеатру на базе ПК он просится и так.

3D Connexion SpaceNavigator

Это устройство уже относится к совсем другому классу. Впрочем, к какому, пока даже не скажешь, поскольку аналогов SpaceNavigator в природе не существует (вернее, существует две его версии — для профессионалов и для домашнего использования). Сама 3D Connexion — это подразделение той же Logitech, очевидно, ориентированное на тот самый пресловутый переход интерфейсов в третье измерение.

Так для чего же нужен SpaceNavigator? Понять это по одному его внешнему виду не очень-то и просто — лежит себе на столе такая «летающая тарелка», при более тесном знакомстве напоминающая сильно приплюснутый джойстик, какие используются геймерами для авиасимуляторов. Впрочем, у SpaceNavigator степеней свободы побольше, и освоиться с ними со всеми получилось только после изучения окошка настроек в драйвере. О трети возможных движений этого контроллера я и не подозревал, даже когда думал, что более-менее освоился со SpaceNavigator. Впрочем, оно и неудивительно, поскольку для устройства, позволяющего одной рукой свободно перемещаться в трёхмерном виртуальном пространстве, количество степеней свободы критично.

Итак, понятно главное — SpaceNavigator нужен в трёхмерных пространствах для точного позиционирования вида. Проще говоря — камеры. Кому это нужно? В принципе, об этом красноречиво говорит список поддерживаемых приложений (понятно, что унифицированного интерфейса в 3D ещё нет и не предвидится). Первым делом отмечены все пакеты для 3D от компании Autodesk — AutoCAD/Mechanical, 3DS Max, Maya и прочие. Далее идут менее известные широкому кругу пользователей CATIA, PTC Pro/Engeneer Wildfire, UGS Solid Edge, SolidWorks, а завершает список популярный Google Earth в компании с Google SketchUp.

В принципе, те, кто сталкивался с трёхмерными пространствами, отлично знает, как неудобны для ориентации в трёх координатах обычные мышь и клавиатура. Основным контроллером, конечно, остаётся именно мышь, а через клавиатуру, вообще не предназначенную для навигации в графических пространствах, чаще всего просто реализуется переключение режимов мыши между «подвинуть камеру» и «повернуть камеру». Это сродни использованию клавиатуры в качестве контроллера для музыкального синтезатора. В принципе, можно, но об удобстве говорить не приходится. Конечно, при определённой сноровке можно привыкнуть, но всё-таки «костыли» остаются «костылями». А вот SpaceNavigator справляется с перемещением сам.

О том, какие движения доступны, красноречиво говорит скриншот из драйвера (кстати, на диске, который идёт в комплекте, драйвера не обнаружилось, только прямая ссылка на скачивание 80 Мб архива). Для перемещения по координатным осям «джойстик» можно сдвигать влево и вправо, а также нажимать и приподнимать. Для вращения камеры предусмотрены наклоны вперёд-назад, влево-вправо и поворот вокруг своей оси. Итого — все шесть трёхмерных степеней свободы. Каждое из движений имеет плавную градацию чувствительности, поэтому можно двигаться либо быстро, либо медленно и точно выцеливать нужный ракурс.

Поскольку я с 3D-пакетами знаком очень уж поверхностно, со SpaceNavigator предпочёл знакомиться при помощи Google Earth. Если кто не в курсе, эта программа моделирует Землю при помощи фотографий со спутника, ну, а дальше функционал расширяется средствами самой Google. Перечисление вкладок с различными объектами, которые доступны на «глобусе» Google Earth занял бы ещё страницы две, так что если интересно, то проследуйте на www.googleearth.com и посмотрите сами. Благо управиться с интерфейсом этой программы можно и без SpaceNavigator. Но, скажу вам честно, при тестировании была соблюдена полная «чистота эксперимента». До SpaceNavigator я Google Earth не пользовался, однако с этим девайсом освоение перемещения по трёхмерной Земле прошло на удивление быстро. А вот назад, на клавиатуру+мышь переходить оказалось совсем некомфортно. Впрочем, по итогам недельного знакомства со SpaceNavigator могу сказать лишь то, что устройству не хватает чуть большего запаса хода. Чувствительность, конечно, регулируется, но рука инстинктивно «перекручивает» чуть дальше, чем нужно (при быстрых движениях), и контроллер смещается.

Кстати, об эргономике. Металлическая основа, которую вы можете видеть на фотографиях, является не просто оболочкой — это действительно массивная деталь корпуса, которая более-менее надёжно прижимает SpaceNavigator через круглую резиновую «ножку» к столу. Опять-таки, учитывая мои габариты, хотелось бы ещё чуть больше веса в этой железяке, но коллеги посубтильнее после управления при помощи SpaceNavigator на неустойчивость контроллера не жаловались. Что ж, возможно, на полированном столе резиновая ножка добавила бы ещё больше надёжности контакту и претензий к удобству использования SpaceNavigator не осталось бы вовсе.

Прорезиненный «джойстик» захватывается двумя пальцами удобно, а для пущего контроля за положением контроллера на его боковых поверхностях есть два «ребра». Кроме того, SpaceNavigator имеет две кнопки, которые, естественно, переназначаются по желанию пользователя. Однако среди возможных функций не предусмотрено дублирования кнопок мыши, хотя в том же Google Earth для выбора заинтересовавших мест такой вариант пригодился бы (естественно, после установки курсора в центр окна программы, поскольку сам SpaceNavigator курсор не двигает). Зато есть возможность ставить соответствие не только отдельным клавишам на клавиатуре, но и их сочетаниям. Исходя из этого, подозреваю, что SpaceNavigator предполагается использовать одновременно с мышью, чтобы перемещать камеру и редактировать трёхмерную модель, не отрывая рук от контроллеров.

Себе SpaceNavigator я, пожалуй, покупать не буду. Для «плоского» Photoshop он не нужен, ну, а Google Earth я использую совсем не часто. Карта Киева нужна гораздо чаще J. Зато тем, кто работает с 3D-моделированием, стоит присмотреться к этому девайсу. Даже если ваш любимый пакет пока не поддерживается драйвером, можно с уверенностью сказать, что совсем скоро Logitech дойдёт и до него — драйверы постоянно обновляются. А цена устройства крайне демократична (особенно в свете описанных ранее мышей, как «летучих», так и обычных) — на rozetka.com.ua SpaceNavigator можно купить по цене от 59 до 99 долларов (зависит от типа лицензии и поддержки пользователя, само устройство в любом случае остаётся одинаковым).

MacBook Air

Раз уж пошла такая пляска, то грех не упомянуть и о новом детище компании Apple, известной своими инновациями, которые действительно добавляют удобства при работе с компьютером. Естественно, о самом MacBook Air я писать не буду, поклонники Apple и так о нём уже всё знают (самый тонкий в мире ноутбук, как-никак ждали его не меньше, чем одиозный iPhone), да и нет его пока в Украине. Но вот о технологии multi-touch стоит рассказать.

Дело в том, что MacBook Air оборудован всего лишь одним портом USB, поэтому подключать к нему мышь… как бы сказать, не очень разумно. Да и смысл в использовании самого тонкого ноутбука в мире с довольно-таки толстым «грызуном» в комплекте уже не тот. Но при этом многократно возрастают требования к удобству тачпада, который заведомо проигрывает мыши в скорости и точности наведения курсора. И особенно остро это ощущается при использовании интерфейсов, в которых быстрые клавиши не обеспечивают всей функциональности или же просто работают со слишком большим шагом, отчего не получается нужной плавности изменения того или иного параметра. Именно для таких задач и была придумана multi-touch.

Обычные, всем знакомые тачпады понимают только одно касание. Сейчас стандартно распознаётся левый клик мыши (при быстром касании) и прокрутка при движении пальца по правой стороне тачпада. Конечно, это удобнее, чем пользоваться встроенными кнопками и вообще обходиться без прокрутки. Но как же правая кнопка мыши? Да и скролл по краю не особо удобен. Палец часто попадает на него, когда не нужно, а когда нужно — наоборот, не всегда удачно попадаешь.

При использовании тачпада с multi-touch распознаются уже не один, а два и даже три касания. Полный список доступных движений можно посмотреть в описании MacBook Air на сайте производителя www.apple.com/ru/macbookair/features.html (в виде красивых и наглядных видеороликов, для просмотра которых, правда, надо иметь установленный QuickTime). Ну, а мы просто для расширения кругозора посмотрим, что же может multi-touch, раз уж для пользователей ноутбуков с Windows он пока недоступен (хотя не факт, что в Windows 7 эту находку не скопируют).

Для начала — прокрутка. На тачпаде MacBook Air отсутствует привычная полоска скроллера — тут весь тачпад является двумерным скроллером. При касании тачпада двумя пальцами можно перемещаться не только вверх-вниз, но и вправо-влево (горизонтальная прокрутка), что для большинства других ноутбуков просто невозможно без внешней мыши с двумя колёсами. Если сложенные вместе пальцы разводить в стороны, изображение в просмотрщике будет увеличиваться. Если разведённые пальцы сводить — наоборот, уменьшаться. Точно так же движением «закрутить гайку» по тачпаду получается поворот изображения.

Касание одновременно двумя пальцами приводит к тому, что срабатывает… Правильно! Правый клик. В Маках, кстати, традиционно на мышах используется всего одна кнопка, но уже давненько под «одной» кнопкой скрываются два сенсора нажатия, так что пускай внешний вид Apple Mighty Mouse вас не смущает — это такой же двухкнопочный грызун, как и остальные. А на «шарике» прокрутки у него тоже срабатывает клик, так что с контекстными меню проблем нет.

Три пальца пока что задействованы для перелистывания файлов или треков в медиаплеере, но раз уж Apple пошла в этом направлении, то вряд ли остановится на достигнутом.

Что ж, как видим, компьютер действительно становится ближе к человеку. И не такими уж невообразимыми фантазёрами были авторы фильмов «Джонни-мнемоник» и «Нирвана», когда придумывали компьютерные интерфейсы будущего. 3D-шлемы уже давно существуют, дело за контроллерами. Но тут уже тоже процесс идёт полным ходом. На очереди 3D-перчатки?

Bateau

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *