Мобильная связь 2008: 8 тенденций года

 | 12.53

Бренды объединяются

Тенденция, обозначившаяся в прошлом году, когда изготовитель мобильного телефона кооперируется с какой-нибудь успешной маркой из другой отрасли, будет продолжаться и дальше. Наиболее яркие примеры — производство Prada-Phone фирмы LG, мобильный аппарат Porsche, выпускаемый Sagem, или Mandarina Duck компании Alcatel.

В идеале выигрывают обе стороны: и модная марка, которая может расширить предложение своих продуктов, и изготовитель мобильных телефонов, охватывающий этим новые целевые группы. Формы сотрудничества — самые разные: от совместной разработки до простого переноса этикеток существующих продуктов, или от размещения сразу двух логотипов на корпусе мобильного телефона до мобильника, например, в дизайне Porsche, на котором марка Sagem вовсе отсутствует.

Alcatel Mandarina Duck

Софт все важнее

За последние годы мобильный телефон научился фотографировать и проигрывать музыку, он проложил себе дорогу в Интернет и освоил навигацию в Сети. Год за годом изготовители мобильных телефонов вторгались в соседние отрасли и превращали некогда самостоятельные продукты в одну из технических возможностей сотового. Некоторым это удавалось делать совсем неплохо. Так, компания Nokia является не только лидером на рынке мобильных телефонов, но еще и активным поставщиком цифровых камер, МР3-плееров и УКВ-приемников.

Если до сих пор развитие шло за счет аппаратных решений (новая камера или GPS-приемник), то теперь разработчики мобильных телефонов сосредоточились на программном обеспечении. Появляются открытые платформы, открывающие новые возможности. С одной стороны, на их основе легко создавать более функциональные собственные приложения, чем это позволяет привычная платформа Java. С другой — владельцы телефонов могут сами расширять возможности своих аппаратов, ин-сталлировав на них те или иные программы. Такие подходы обеспечивают потребителей гибко настраиваемыми устройствами, при минимальных усилиях со стороны производителей, что, несомненно, выгодно всем.

Тем не менее нельзя сказать, что в 2008 году утихнет борьба существующих платформ. Наблюдается взаимное влияние двух факторов — популярности телефона и разнообразие программ для него. Чем популярней аппарат, тем интереснее он для разработчиков ПО, но с другой стороны, чем больше программ предлагается для какой-то платформы, тем привлекательней становятся соответствующие аппараты.

На данный момент лидирует фирма Nokia, усиленно продвигающая платформу Series 60. В то же время и Sony Ericsson выглядит достаточно убедительно с платформой UIQ. Motorola, как и Samsung, поддерживают сразу не-сколько систем и, кроме Symbian (S60 и UIQ), используют Windows Mobile и Linux. Неопределенности добавила Apple, выпустив iPhone, и интернет-гигант Google, взявшийся за создание собственной платформы Android. Насколько важна при этом дальновидная стратегия, показывает пример Palm: американцы долгое время были бесспорными лидерами рынка по части PDA. Но, вместо того чтобы сделать сенсорную панель пригодной для грядущего поколения мобильных телефонов, стратеги концерна упустили свой шанс.

Все эти тенденции, усложняющие жизнь изготовителям, оказываются на руку потребителям, так как появляется больший выбор программ, которыми, к тому же, можно зачастую пользоваться бесплатно, помогая разработчикам отладить бета-версии продуктов.

Как показал успех iPhone, и не в последнюю очередь iPod, на популярность платформы очень влияет простота пользования. Хотя такие дополнительные функции, как интернет-приложения, фотографирование и видеосъемка будут по-прежнему выглядеть очень привлекательно, многие покупатели хотят всего лишь просто разговаривать, но качественно. Здесь интересна технология Crystal Talk от Motorola для программной фильтрации шумов. Вопросы качества передачи голоса находятся в центре внимания и у многих операторов связи.

GPS: не просто навигация

После того как Siemens и Motorola достаточно успешно интегрировали в мобильные телефоны GPS-приемники, идею подхватили и другие. Хотя внешний GPS-приемник, временами еще функционирует лучше встроенного, тенденция объединения этих устройств продолжается. В 2008 году есть основания ожидать около десяти новых моделей от Nokia. Samsung тоже хочет выпускать такие аппараты. Причем речь идет не о навигации в чистом виде для определения местоположеия. Уже сейчас Nokia предлагает программу Sportstracker, с помощью которой спортсмены, тренирующие выносливость, могут воспроизводить проделанный ими путь на ПК в Google Earth и просматривать профили высот и скоростей. Geotagging — еще одно приложение, на базе систем навигации. Оно позволяет дополнять цифровое фото данными о координатах местности, на которой оно было снято. Успеху GPS должны способствовать и такие традиционные услуги, как поиск ближайшего отеля, магазина и других важных объектов. Ведутся также эксперименты с играми и другими приложениями. Думаем, что вскоре нам будут представлены очень интересные решения.

Экология

Угроза глобальной катастрофы в результате изменения климата все больше тревожит человечество. Для ее предотвращения разрабатываются специальные программы и принимаются различные меры. Отрасль мобильной связи тоже не собирается оставаться в стороне.

Здесь Nokia, уже много лет придавая большое значение защите окружающей среды, опережает других, за что и была отмечена Гринписом в 2006 году как «самый зеленый» изготовитель электроники. Основные усилия прилагались к уменьшению размеров упаковки, более широкому использованию перерабатываемых материалов. Это обеспечивает прямое снижение загрязнения окружающей среды отходами и косвенно сокращает затраты на транспортировку, снижает потребление топлива и, соответственно, выброс углеводородов.

Новая эковолна была начата моделью 3110 Evolve с биопанелями, которые более чем на 50 % состоят из материала, подлежащего переработке. Компании первой удалось снабдить свои устройства системой встроенных оповещений, сигнализирующих пользователям о необходимости отключить зарядное устройство от сети питания.

Общий объем энергии, которую могут сэкономить в глобальном масштабе обладатели телефонов Nokia, достаточен для энергообеспечения 100000 европейских домов среднего размера.

Определенных успехов добилась и Motorola, сообщив об успешных экспериментах в Намибии со станциями мобильной связи, питаемыми от солнечных элементов и от ветровой энергии.

Сетевые провайдеры модернизирут свои сети, устанавливая новое оборудование. Например, новые базовые станции фирм Ericsson и Alcatel-Lucent позволяют сэкономить порядка 30 % электроэнергии и, к тому же, предлагают технологию улучшения качества передачи речи (Wideband-AMR).

Больше сенсорных экранов

Одним из важных уроков, который преподал нам iPhone, является то, что он напомнил всей индустрии мобильной радиосвязи о важности удобства и простоты управления. Предполагается, что в 2008 году отрасль попытается двигаться в этом направлении. Наиболее популярным средством достижения такой простоты считается сенсорный экран. Так, Nokia в 2008 году пообещала его поддержку в аппаратах на платформе S60. Фирма LG предложит уже третье поколение подобных аппаратов после Prada-Phone и Viewty. От Apple тоже ожидается новая модель, теперь уже с UMTS.

Не исключено, что кроме сенсорных дисплеев на рынок могут также поступить специальные очки, выполняющие функцию дисплея.

Мобильное TV

У мобильного телевидения появляется второй шанс стать одним из важнейших направлений. Стимулом может стать чемпионат Европы по футболу. Первая попытка, предпринятая во время чемпионата мира 2006 года, не увенчалась настоящим успехом: провайдер Debitel в одиночку стартовал с DMB-технологией, четырьмя программами в немногих городах и мобильным телефоном Samsung.

Во второй попытке использована другая технология (DVB-H), которую Евросоюз собирается внедрить во всей Европе. Здесь предполагается большее количество программ и наличие интерактивных служб. Однако еще нет уверенности, удастся ли успеть к началу соревнований и пройдет ли старт успешно. К тому же на данный момент спрос со стороны покупателей кажется не таким уж большим.

Новое детище GOOGLE

В 2008 году интернет-гигант Google собирается закрепиться и на рынке мобильной связи.

В прошлом году много говорилось о его мобильных телефонах, но вот в начале ноября появился не телефон, а открытая программная платформа, которая находится в стадии зарождения. Таким образом, ставка делается не на продажу аппаратов, а на создание целой платформы для использования в различных аппаратах различными изготовителями. Google предоставляет в распоряжение комплект разработчиков (SDK), работающий на основе Linux. Подробнее об Android можно узнать на сайте http://code.google.com/android.

Предложение Google уже поддержали Motorola, Samsung, LG и HTC. Правда Nokia и Ericsson пока в стороне. Присоединяются и многи сетевые провайдеры: немецкая T-Mobile, испанская Telefonica и японские NTT DoСoMo и KDDI, а также изготовители чипов: Qualcomm, Intel и Texas Instruments. Среди разработчиков ПО, кроме Google, участвует также Ebay. Взаимодействие этих игроков дает надежду на то, что первый мобильный телефон на платформе Android появится в продаже уже в 2008 году.

Интерес Google к отрасли мобильной радиосвязи не случаен. В скором будущем выходить в Интернет с мобильных телефонов будет больше людей, чем с компьютеров. Интернет-гигант понимает это и не собирается отдавать пальму первенства кому бы то ни было. Ведь разработать платформу, то есть глубже войти в операционную систему, — наверняка перспективней, чем шаги конкурента Yahoo!, который предлагает оптимизированные программы для мобильных телефонов.

Справедливости ради отметим, что кроме Android, существуют и другие проекты, по-строенные на открытой платформе для мобильных телефонов, например, Openmoko или предложенная Motorola платформа Linux-Java.

Сетевые технологии

До настоящего времени развивать услуги для удовлетворения растущих запросов пользователей стремились как сетевые провайдеры, так и операторы связи. В это они вкладывали немало денег. Но так как успех получился достаточно скромным, теперь каждый старается заниматься своим делом. Основные направления: передача речи, данных и мобильного контента различных производителей услуг. То, что качество сети на рынке, за который идет жесткая конкурентная борьба, является важным отличительным признаком, ясно. Как же готовятся фирмы, занимающиеся мобильной радиосвязью, к будущему?

Ведущие европейские операторы впервые направляют больше денег в развитие сети UMTS, чем в сеть GSM. Они предлагают в своих сетях не только технологию HSPDA со скоростью передачи данных до 3,6 Мбит/с, но в местах интенсивного использования перешли к ее форсированию до 7,2 Мбит/с. Начато также совершенствование технологии HSUPA, позволяющей передавать изображения, графики или большие презентации со скоростью до 1,45 Мбит/с.

В то же время не прекращаются работы по внедрению EDGE, где стремятся обеспечить максимально большое покрытие.

Подробнее читайте в журнале «hi-Tech МИР СВЯЗИ» 4/2008.

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *