Новые решения для ИТ-инфраструктур

 | 18.55

"Телеком. Коммуникации и сети" № 3/2008, с. 18

Живой интерес у слушателей вызвал доклад, посвященный универсальной инфраструктурной стратегии. Виктор Седякин, ведущий консультант департамента ИT-консалтинга компании «Квазар-Микро», выступившей спонсором конференции, рассказал о новых принципах организации корпоративной ИТ-инфраструктуры, позволяющих более эффективно использовать материальные и нематериальные ресурсы компании.

Он отметил, что ИТ-инфраструктура и бизнес-приложения должны поддерживать концепцию «адаптивного бизнеса» — возможность быстрой адаптации и смены бизнес-модели в соответствии с изменяющимися условиями окружающей (рыночной) среды. Также в докладе говорилось о том, что модифицируется интерфейс взаимодействия бизнеса и информационных технологий. Информационные технологии переходят в разряд сервисов с известной себестоимостью и фиксированным обслуживанием.

Реализация данной модели возможна благодаря концепции SOI,  которая позволяет предоставлять ИT-услуги в виде адаптивных операционных сред. Основной потребитель данных услуг — бизнес-приложения и информационно-коммуникационные сервисы.

Инфраструктура сама по себе никакой бизнес-ценности не создает, а является лишь средством для реализации приложений. Таким образом сервисная ориентация сближает бизнес и его ИT-отражение.

Бизнес-ценности сервис-ориентированной инфраструктуры, по словам Виктора Седякина, заключаются в следующем:

-высокая степень адаптивности ИT-инфраструктуры;

-cокращение времени развертывания новых бизнес-приложений и масштабирование существующих;

-минимизация рисков проектов внедрения новых бизнес-приложений (срыв cроков проекта по причине неготовности инфраструктуры, ошибки процедуры «sizing’а», непредвиденное изменение количества пользователей или состава внедряемых модулей);

-возможность автоматического перераспределения ресурсов между операционными средами в соответствии с дневными, недельными и месячными циклами изменения нагрузки.

-повышение управляемости информационной системой;

-снижение роли человеческого фактора и связанных с ним бизнес-рисков;

-снижение совокупной стоимости владения информационной системой;

-повышение степени утилизации ресурсов (с 30—35 % до 80—85 %);

-снижение операционных затрат;

-оплата ресурсов в момент их реальной востребованности (технология «ресурсы по требованию»);

-снижение затрат на инженерные системы ЦОД.

В частности, отмечалось, что переход с «островковой» архитектуры на сервис-ориентированную обеспечивает ряд существенных преимуществ как с точки зрения эффективности использования ресурсов, гибкости управления и возможности масштабирования, так и в отношении экономии средств.

Для осуществления данного перехода, по версии Виктора Седякина, необходимо последовательно выполнить три шага: разделение ресурсов, их консолидация и виртуализация. Вначале ресурсы выделяются в отдельные подсистемы по функциональному признаку (процессоры, ресурсы хранения данных, ресурсы сетевого взаимодействия, физическая инфраструктура).

Затем они консолидируются в рамках выделенных подсистем с целью формирования ресурсных пулов с требуемыми эксплуатационными характеристиками. На этом этапе однократно решаются задачи обеспечения отказоустойчивости, катастрофоустойчивости, масштабируемости, управляемости.

Последний шаг (виртуализация): на базе ресурсных пулов формируется нужное число изолированных виртуальных платформ вида «вычислительный ресурс + ресурс ХД + ресурс сетевого взаимодействия». Виртуальные платформы наследуют эксплуатационные характеристики физических пулов (отказоустойчивость, катастрофоустойчивость, масштабируемость). На виртуальных платформах развертывают бизнес-приложения.

Конкретные примеры внедрения сервисно-ориентированной архитектуры в банковском секторе послужили наглядным примером озвученных ранее преимуществ. Так, отвечая на вопросы слушателей, Денис Емельяненко, руководитель направления архитектурного проектирования систем хранения и обработки данных компании «Квазар-Микро», сообщил, что в результате внедрения SOI за три года одному из украинских банков удалось сэкономить 300 тыс. грн — и это только на энергетическом и климатическом обеспечении.

Об основных проблемах при построении ЦОД говорил в своем докладе Виталий Пасечник, заместитель руководителя департамента «Инженерные системы зданий» компании «Квазар-Микро». В первую очередь следует обращать внимание на инженерно-строительные ограничения, связанные с архитектурными особенностями зданий. Рекомендованная распределенная нагрузка на перекрытия серверного помещения и трассы заноса оборудования должна быть не менее 700 кг/м2. Важным моментом является также размер дверных проемов, где необходимый минимум составляет 2100х1000 мм.

Ключевыми моментами для жизнедеятельности ЦОД, безусловно, являются вопросы энергообеспечения, а также кондиционирования и вентиляции. Особенно учитывая тот факт, что они «съедают» до 70 % бюджета.

При построении энергообеспечивающей системы в первую очередь должен рассматриваться вопрос доступности необходимой мощности с учетом развития центра обработки данных.

Докладчиком также акцентировалось внимание на важности предпроектной подготовки. Иногда заказчики в целях экономии времени отказываются от составления проекта работ, технической экспертизы проектов по разным подсистемам, а также от подробно составленного ТЗ дата-центра. Подобные действия не могут не отразится на качестве построенной инфраструктуры.

Останавливаясь на организационных проблемах, Виктор Пасечник обозначил несколько моментов, которые могут привести к нежелательным последствиям: несогласованность работы субподрядчиков, а также низкую компетенцию генерального подрядчика.

В свою очередь Юрий Жуковский, аналитик информационных систем и решений Entry, рассказал об оптимизации серверного парка территориально распределенной компании. По его словам, удаленные инфраструктуры, обеспечивающие поддержку подразделений и филиалов, непосредственно контактирующих с клиентами, являются критически важными для организаций. От их четкой работы зависит, выиграет бизнес или понесет затраты.

Как отметил докладчик, компании, фокусируясь на начальной стоимости аппаратного и программного обеспечения, часто забывают о таком показателе, как общая стоимость владения инфраструктурой, затраты на управление которой со временем могут перевесить стартовые инвестиции. Кроме того, использование точечных решений, как правило, придает системе излишнюю сложность и приводит опять же к дополнительным расходам.

Для оптимизации распределенных инфраструктур Юрий Жуковский предложил следующие пути: консолидацию вычислительных ресурсов и данных; централизацию управления, в том числе удаленными инфраструктурами, централизованное хранение и автоматическое резервное копирование данных, развертывание интегрированной системы безопасности, интеграцию и виртуализацию аппаратной инфраструктуры.

Некоторые вопросы построения эффективных интернет-решений на базе CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом» озвучил Тимофей Мацкевич, директор ICC. По его убеждению, данная система на сегодняшний день является одним из оптимальных решений для многих отечественных компаний при создании их интернет-представительств.

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *