Новый виток мобильного мультимедиа: что выигрывает пользователь?

 | 17.50

В игре под названием мультимедиа участвуют компании, работающие на разных рынках: связь, медиа и Интернет. В этих трех индустриях используются разные принципы организации бизнеса и разные критерии ценности продукта с точки зрения потребителя, поэтому и их игроки смотрят на мир далеко не одинаково.

Какими же они видят свои задачи и возможности в этом направлении, и что ожидает пользователя? Статья подготовлена по результатам опроса 22 крупнейших интернет- и медиакомпаний, в том числе Google, MSN, Yahoo!, Skype, YouTube, FlickR, Apple, Disney, SonyPictures и др.


Определяющие факторы

Начнем с тенденций или факторов, наблюдаемых на рынке мультимедийных услуг и в отрасли связи. Среди них сегодня можно выделить пять основных.

Социальные сети сейчас на пике популярности. Новые способы общения влияют на развитие каждой из трех индустрий, особенно это относится к медиа-компаниям и операторам связи. С одной стороны, пользовательский контент можно рассматривать как развлекательную рекламу, а с другой — контент-провайдеры сталкиваются с серьезной проблемой, так как пользователи теряют интерес к платному контенту. Аналогичным образом, общаясь через социальные сети, пользователи ставят под сомнение бизнес операторов.

Мультимедийные интернет-услуги, использующие Интернет как основной канал распространения любой информации (телевидение, фильмы, музыка и ПО), продолжает развиваться и навязывает новые правила игры. Это заставляет владельцев контента использовать более гибкую ценовую политику или предоставлять услуги бесплатно. Когда-то медиа-компаниям пришлось адаптировать данные просмотра на экране телевизора, затем компьютера. Теперь же пользователи хотят получать доступ к контенту с мобильного телефона.

Интернет-реклама становится все более востребованной, поскольку люди стали реже смотреть телевизор и, к тому же, научились «избавляться» от рекламы за счет возможности сдвига по времени. В то же время они больше времени проводят в Интернете, соответственно, интерес к размещению рекламы там тоже растет. Интернет-реклама более эффективна, так как ориентирована на определенную аудиторию. Таким образом, затраты полностью себя оправдывают. При этом соглашения на распространение рекламы заключаются с операторами мобильных сетей, но можно продвинуться еще дальше, сотрудничая с теми из них, кто располагает большей информацией о конечных пользователях.

Новые бизнес-модели приходится создавать медиа-компаниям и операторам под давлением со стороны интернет-компаний, поскольку основным источником прибыли последних является реклама. Пять лет назад ситуация существенно отличалась, тогда этими источниками были только различные платные услуги.

«Жизнь в сети» как новый образ жизни современного человека, стала основной причиной происходящих изменений. Даже глядя на наших детей можно заметить, с какой легкостью они делают несколько дел одновременно: отправляют электронную почту, смотрят телепередачи, болтают в чате и ищут информацию во Всемирной сети — и все это с помощью одного устройства! А в будущем, когда мобильность станет реальностью, пользователям понадобятся полноценные приложения, позволяющие работать в Интернете в любом месте.

Чего не хватает?

Очевидно, что перспективы рынка мобильных услуг являются привлекательными как для интернет-, так и для медиакомпаний. По оценкам обеих сторон, к 2010 году доходы от мультимедийных услуг будут составлять 10–17 % от общей прибыли (вместо сегодняшних 1–3 %). Некоторые интернет-компании идут дальше, предполагая, что мобильность имеет высший приоритет, прогнозируя, что через 5 лет среди клиентов будет больше абонентов мобильной связи, чем обычных пользователей Интернета. Выходя на новый рынок, все три игрока используют разные принципы создания ценности продукта и принимают во внимание разные факторы успеха.

Игроки телекоммуникационного рынка утверждают, что без сети им нечего предложить пользователям. Однако никто не будет строить дорогую сеть, не имея четкого бизнес-плана. Интернет-компании, напротив, говорят о том, что без аудитории им нечего предложить рекламодателям. В то же время они смотрят на операторов с большим недоверием, считая, что создание искусственных границ, мешающих людям пользоваться услугами, означает, что индустрия никогда не будет процветать. Лучшие услуги — те, которыми пользуются. Операторы сдерживают инновации, так как не уступают места на рынке. Кроме того, на рынке мобильной связи молодым игрокам негде развернуться. Ограниченность покрытия сотовых сетей препятствует развитию бизнеса.

Интересно, что и операторы мобильной связи не уверены, целесообразно ли им сотрудничать с интернет- и медиа-компаниями, хотя они и видят в них основной источник новых бизнес-возможностей. Дело в том, что играя решающую роль на этапе становления рынка, эти компании, имеют сильные позиции в сфере предоставления услуг и эффективные механизмы создания добавочной стоимости, поэтому воспринимаются операторами, как основные соперники.

Таким образом, для создания нового рынка уже подготовлена почва. По сути, все, что нужно уже есть — сети, устройства, приложения — но нет главного — экосистемы. Какие же задачи нужно решить для ее создания?

Основные задачи

Интернет-компаний:

• добиться от операторов готовности к сотрудничеству и внедрению инноваций;

• сотрудничая с производителями устройств, получить простые в использовании интерфейсы, интегрировать свои сервисы и решения непосредственно в телефон;

• новые права на контент для возможности легального просмотра данных на различных устройствах.

Медиа-компаний:

• построить работу, ориентируясь на рекламу, в первую очередь мобильную, при этом определить процессы и ответственность сторон;

• использовать наиболее привлекательные для пользователей контент-пакеты, адаптированные на мобильные каналы распространения;

• создать защиту прав на контент для распространения по нескольким каналам.

Операторов связи:

• налаживание партнерских отношений с медиа- и интернет-партнерами, в роли организаторов связи;

• выполнение функций сервис-провайдеров, которые пакетируют и распространяют ТВ-контент по широкополосным каналам и следят за тем, чтобы соблюдались требования к качеству обслуживания. Должны обеспечить подключение и организацию сервиса, т. е. делать так, чтобы все работало;

• оказание помощи в выборе эффективной модели рекламы на основе данных о пользователях, чтобы сделать ее целевой, контекстной и более эффективной.

В центре внимания — пользователь

Исследования показывают, что при создании новой экосистемы ориентироваться нужно, во-первых, на конечного пользователя, во-вторых, на бизнес-модели, и, в-третьих, все стороны должны быть открытыми для сотрудничества.

Чтобы добиться успеха, необходимо всем сторонам работать в экосистеме и определить устойчивую взаимовыгодную бизнес-модель. Система партнерства, подчеркивающая все достоинства участников, может строиться по принципу: «создание оптимального для пользователя продукта, когда каждый делает то, что у него получается лучше всего».

Совершенно понятно, что заключение партнерских соглашений и создание экосистемы уже идет полным ходом — игра началась. Что касается операторов, то заинтересовать их в развитии инноваций в будущем удастся, если выделить несколько интересных областей, где они могли бы попробовать себя вместе с новыми участниками из мира интернет и медиа.

• Мобильная реклама. Интернет- и медиа-компании видят необходимость в том, чтобы кто-нибудь из мобильной индустрии взял на себя роль организатора рекламных услуг. Это может быть как оператор, так и нейтральный игрок.

• «Дом в сети». Пользователю необходимы разные услуги: от установки шлюзов до предоставления доступа в Интернет, возможности обмена контентом, хранения персонального медиа-контента, а также обеспечения технической поддержки и создания систем защиты домашних сетей. В сфере телевидения уже многое было сделано, но оно не является самым обширным полем деятельности в долгосрочной перспективе. Оператору более всего подходит роль надежного партнера, упрощающего доступ пользователя к услугам.

Итак, у участников игры на новом рынке мультимедийных услуг не остается другого пути, кроме работы сообща. И при этом основное внимание должно уделяться удовлетворению запросов пользователей. Что ж будем надеяться, что так и произойдет.

Подробнее читайте в журнале "hi-Tech МИР СВЯЗИ" №5/2008.

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *