Обзор игры: Overclocked

 | 21.17

Мой Компьютер, №14, 01.04.2008

  • Разработчик: House of Tales
  • Издатель в Украине: Новый Диск
  • Жанр: квест с хитроподвывертами
  • Системные требования: CPU 1.6 ГГц, 256 Мб ОЗУ, видеокарта со 128 Мб памяти и поддержкой DirectX 9.0с, 7 Гб на жестком диске, Windows XP/Vista

Авторское примечание: Всем, кто верит в «двадцать пятый кадр», всемогущих российских ученых и бабайку, настоятельно рекомендую поиграть в Overclocked. Сильные эмоции обеспечены. А вот остальным все-таки лучше почитать текст, который пойдет дальше.

Сколько лет уже пророчат скорую гибель жанра «квест обыкновенный», а он, гад, все никак не даст дуба — хоть ты тресни. И раз за разом выходят игры, которые вызывают у публики самые противоречивые отклики, причем вовсе небезосновательные, при всей своей противоречивости. Например, если вам скажут, что графика в Overclocked ужасна, то это будет чистая правда — давно я не видел настолько кошмарных моделек персонажей и окружения (уровня любительских воллпейперов из эпохи 3D Studio Max 2.0). Но и те, кто говорит, мол, по меркам жанра Overclocked красив, аки Мона Лиза, тоже будут правы. Да, остальное, пожалуй, выглядит еще страшнее, а былые шедевры (ну, все помнят игры мсье Бенуа Сокаля?) потускнели в свете новомодных шейдеров, бампов и прочих наворотов. Вот сиди теперь, товарищ-рецензент, и думай, что написать.

И ведь если бы так было только с графикой, то уж как-нибудь можно было отписаться, сказать «смотрите на скриншоты», дать парочку сравнений и уточнить, что, в принципе, стиль в игре более-менее выдержан. То есть военная база выглядит именно военной базой, виртуальный Нью-Йорк похож на реальный (сужу, естественно, по голливудским шедеврам, сам в «большом яблоке» не бывал еще) и так далее. Но что делать, например, с геймплеем? Вы не забыли еще, что скрывается за термином «пиксельхантинг»? Ну конечно, не забыли, ведь нас еще регулярно кормят теми самыми «олдскульными» квестами подкласса «руссо-квесто». Но это отдельная песня, достойная самостоятельного разбора. А вот чтобы такой архаичный подход жил и здравствовал в просвещенной Европе (разработчики Overclocked родом из Германии, если кто не догадался) — это уже что-то из ряда вон… Особенно после Fahrenheit, показавшего, как сделать интересной игру, в которой основное достоинство — это сюжет. При этом, кстати, сам по себе геймплей тоже получился на славу, хотя, на первый взгляд, и прост, как три копейки. Знай себе, кликай по кнопкам, которые показывают на мониторе, но соединение действий персонажа с тактильными ощущениями и постоянным напряжением игрока создавало такую необходимую связь между виртуальностью и реальностью. В конце концов, если ты не чувствуешь никаких опасений за жизнь персонажа, то и все происходящее с ним воспринимается менее остро. Вот, кстати, так спонтанно и сформулировалась одна из моих основных претензий к жанру «квест». А ведь еще в далекие 90-е аксакал этого жанра, компания Sierra, пыталась преодолеть эту границу. Помнится, в King’s Quest (часть вторая, если не ошибаюсь) был такой момент, когда игрок принимал пари у Кракена-наперсточника. Угадаешь, под какой из трех чашек жемчужина, идешь дальше. Не угадаешь, извини, скушают тебя. А система сейвов там хитрая была…

Ну, не о том речь, перейдем поближе к столу, на котором расположился наш пациент. Тут надо именно что препарировать, чтобы понять, почему после прохождения остается такое непонятное ощущение. За мою практику такое случилось впервые: прошел игру, и не знаю, что о ней сказать. Хорошая, плохая, никакая — что? До сих пор не могу решить.

* * *

Red Lable — то любов,

Black Lable — то журба.

Раз, два — вже дрова.

В ресторані

Піджак-кутюр’є,

Медамс і месьє,

Заснув в олів’є

Із ногами

(Группа «БОРЩ»)

Начать придется, пожалуй, с самого основного то ли достоинства, то ли недостатка этой игры. То есть, с сюжета.

Завязку, думаю, уже знают все, кто хоть как-то интересовался Overclocked до ее выхода, но напомню еще разок. В один прекрасный дождливый день на улицах Нью-Йорка появляется пятеро полуголых подростков мужеского и женского полу (да-да, в ролике покажут сиськи, правда, не шибко аппетитные), вооруженных пистолетами неизвестного производства. Все они пребывают в неудовлетворительном умственном состоянии, вследствие чего их отлавливает полиция и доставляет в больницу для умалишенных на Стейтон-Айленде. В больнице, в свою очередь, устанавливается практически общий для всех диагноз — амнезия.

Разобраться в том, откуда взялись эти товарищи, где было добыто оружие, а главное, что вогнало пациентов в столь плачевное состояние, предстоит нашему альтер-эго, то ли психиатру, то ли психопату Дэвиду Макнамаре. Интриги добавляет то, что информация о ходе лечения является конфиденциальной, о чем нам незамедлительно сообщат еще до встречи с больными. Ну что ж, приступим…

Мое личное восприятие истории Overclocked по мере прохождения можно описать кривой Гаусса. Начало — вяленькое, хотя и интригующее. Но, братцы, что вы предлагаете? Снова амнезия? На сей раз — аж у пяти человек? Не перестарались, а? Ну ладно, что у нас там еще… Ага, главный герой, которого вот-вот выпрут из дому (вернее, он сам по работе выперся в другой город, и ему в гостиницу вот-вот жена пришлет все пожитки). Хорошо. Правда, отождествлять себя с таким лузером станет не каждый, а кроме того, сюжетные действия главного героя далеко не всегда продиктованы общечеловеческой логикой, что еще сильнее затрудняет «вживание в образ». Впрочем, тут больше вины самой игровой механики, но все несуразности кондового квестового геймплея в Overclocked почему-то очень остро рикошетят по восприятию сюжета. В том же «Илье Муромце», которого я проходил буквально перед Overclocked, такого ощущения нет вовсе. Может, потому что там пафоса поменьше?

К середине игры интерес к сюжету начинает возрастать, и тут уже не пришлось гадать, в чем причина. Просто разработчики начали выводить на первый план личную жизнь главного героя, которая на фоне абсолютно невнятного «основного» сюжета как раз наполнена настоящими вещами. Любовью, ненавистью, дружбой, чувством вины и ответственности, в общем, всем тем, что волнует любого из нас и будет волновать всегда. Я вам сейчас открою большую тайну, до которой, правда, либо своим умом, либо по чьей-то указке добралось уже все прогрессивное человечество… Но, тем не менее, озвучить лишний раз не помешает. А суть этой тайны состоит в том, что интересный сюжет всегда основан на личных переживаниях персонажей, на их взаимоотношениях и прочих «телячьих нежностях», которые, как ни крути, все-таки близки всем нам независимо от возраста и политических взглядов. Ярчайший пример — это классическая литература (вернее, литература, ставшая классической). Шекспир писал о любви, Достоевский — о пороках личности (и о любви, впрочем, тоже местами писал), Щедрин больше напирал на мещанство и уже общественные пороки, присущие отдельным социальным прослойкам. Но когда читаешь их книги, в принципе, описанная эпоха абсолютно не имеет значения. Будь это средневековье или 19 век — чувства Джульетты поймет любая девушка, а борзописец, которого прессует маркетинговый и рекламный отделы, а также главный редактор, чтобы не писали плохого «про вот этих» невольно поежится при прочтении истории «пенкоснимателей» из «Записок провинциала» Салтыкова-Щедрина. Ну, вечное это, что поделать? И будет жить, пока жив хотя бы один гомо сапиенс.

А прочитать про новую расу полугномов-полутараканов, про крутую пушку, придуманную товарищем пейсателем с большого бодуна, или про крутого человекоподобного робота бывает интересно, но максимум — один раз. Согласны, нет? Причем, если в такую историю приплетено нечто большее, чем просто бурный полет фантазии автора, то и такой вариант имеет все шансы на то, чтобы стать классикой. А пример можно взять из еще более острого жанра — из кино. Помните «Терминатор 2»? Конечно, все помнят. Но во время выхода ходили смотреть на крутого робота в исполнении неподражаемого Арни, на спецэффекты, равных которым тогда еще не было… А сейчас пересматривают по пятому-десятому-сотому разу из-за того, что кроме самого Терминатора в фильме есть еще Сара Коннор, которая достоверно знает, что конец света наступит и не может смириться с тем, что ее воспринимают не более, чем сумасшедшей. Есть Джон, у которого такая вот интересная мать и приемные родители, о личностных качествах которых благоразумно умолчим. В конце концов, «очеловечивание» самого Т-800 по ходу действия имеет немало общего с чувствами реальных людей.

Преисполненный подобными мыслями в середине прохождения Overclocked, я уж было понадеялся на закрученную интригу в личной жизни главного героя, но… Любая вечная тема воспринимается лишь тогда, когда персонажи, ее несущие, поступают так, как поступил бы и реальный человек. И пускай вариантов много, но какая-то единая логика все же должна присутствовать. Жаль, что создателям Overclocked эта простая истина неизвестна… Либо же известна, но они почему-то решили принести логичность и жизненность персонажей в жертву сиюминутным «большим пушкам» и «человекоподобным роботам», ассоциирующимся у меня с «основным» сюжетом.

Эх, блин, еще и не так вывернешься, чтобы ненароком не запустить спойлер! Но мысль, надеюсь, понятна. К финалу Overclocked я успел разочароваться в герое, который вроде бы начинал становиться похожим на живого человека в середине игры. Ну, и финал… Мда… В общем, кому страшно хочется спойлеров, перечитайте еще раз «авторское примечание», там имеется вполне прозрачная подсказка об основе всех хитросплетений сюжета Overclocked. И основа эта человека более-менее критически мыслящего нисколько не впечатляет. Но что забавно, второстепенные персонажи, которые не связаны напрямую с «той самой» военной базой, на которой творятся ужасные ужасы, сей печальной участи избежали. Вот из-за них, наверно, я и не назову сюжет Overclocked совсем уж плохим. Но ведь в середине-то он казался интересным, оригинальным (несмотря на амнезию)…

И еще одна деталь, которой и посвящен эпиграф этой подглавки. Наш «лудильщик душ» является банальным алкоголиком. Не подумайте плохого, я и сам иногда бываю выпимши (и даже сильно выпимши), но все равно, люди, которые «решают проблемы» просто напиваясь, никогда не будут вызывать у меня ничего, кроме неприязни. В лучшем случае — непонимание. Да, один раз, когда «все навалилось», можно и хряпнуть рюмочку-другую для расслабления мозговой мышцы. Но не каждый же день — проблемы от этого никуда не исчезнут.

* * *

Наши лица, как коробки,

Наши ноги, как столбы,

Наши взгляды, как заклепки,

Словно пробка наши лбы…

(Группа «Ноль»)

Это уже про графику пошел разговор, если кто не догадался. В начале статьи я уже сказал достаточно для того, чтобы можно было понять, что представляет собой визуальная составляющая Overclocked. Да, на адекватность дизайнеров жаловаться не приходится. И даже несмотря на то, что большая часть игры проходит в нарочито старых, обшарпанных помещениях, с донельзя аскетичной обстановкой, визуально «задники» воспринимаются именно так, как надо. И атмосферу нагнетают подходящую случаю. Запустение, ржавчина, облупленная краска… Ну, не Сайлент Хилл, но тоже ничего так. Да и не с монстрами имеем дело, а с обычными людьми и их пороками.

Только халтуры при создании локаций (кстати, они статичные, но я так и не понял — трехмерные с неподвижной камерой, либо просто отрендеренные) допущено немало. Наповал «сражает» табуретка (смешки прекратить!), вернее, две табуретки-близнеца из военной базы и психбольницы. В больнице трехногое седалищное приспособление, прикрученное болтами к полу, выглядит вполне уместно, но на военной базе бросается в глаза сразу же.

Впрочем, подобных несуразностей хватает и в геймплее Overclocked, но об этом чуть позже. А по поводу графики необходимо еще пару слов сказать о персонажах.

Сами модели получились так себе, на уровне Max Payne (первого). Для квеста уже вроде бы неплохо. Но вот анимация в Overclocked — это нечто. Как наши буратинки ходят, при желании посмотрите сами, несколько минут здорового смеха обеспечены (особенно забавно выглядят девицы, виляющие бедрами так, что им сзади на джинсах впору лепить наклейки с автобусов-гармошек «занос 1 м»). А вот передергивание затвора пистолета негнущимися пальцами и опрокидывание стакана с виски примерно за десять сантиметров от рта — это уже не смешно, а просто печально.

И не знаю почему, но меня больше всего покоробила поза одной из девушек, которая по причине своего нездорового психического состояния часами сидит в одном положении, откинувшись назад и опираясь на полусогнутые руки. Интересно, сами аниматоры пробовали посидеть таким образом хотя бы пять минут? Упомянутый выше Арни просидел бы часок, я не сомневаюсь, но человеку, далекому от спорта, это все равно что, допустим, висеть на турнике.

В общем, единственное, что не вызвало никаких нареканий в графическом оформлении Overclocked, это вода. И дождь, и море смотрятся неплохо. Правда, то же виски в стакане к воде уже не относится, оно пребывает в состоянии желе и из стакана в утробу главного героя перемещается посредством телепортации.

Ну, и напоследок, если кто-то заподозрит меня в том, что я проморгал момент и не выставил приличные настройки графики, то уточню — в Overclocked настройка графики всего одна. Яркость называется. А даже для того, чтобы выставить другое разрешение экрана, придется лезть в системный реестр (именно так, не в конфиги, а в реестр!) и вводить не количество точек, а произведение требуемого разрешения на цветность. Давно не меняли разрешение в игре способом, при котором требуется калькулятор? Я лично — впервые в жизни.

* * *

Я еду в поликлинику

Сдавать свои анализы,

С учета диспансерного

Сниматься не хочу.

Я занимаю очередь,

Заказываю карточку,

Я кал сдаю в коробочке

И в баночке мочу…

(Группа «Ногу Свело»)

Собственно, геймплей. О нем можно говорить долго, но суть все равно будет одна — типичный квест, который хотели скрасить чем-то свежим. Из «свежатинки» у разработчиков придумалась только «схема» с «гипнозом» больных. Наш доктор мечется из палаты в палату, заставляя каждого из молодых людей вспоминать очередной кусок прошлого. На нужные воспоминания может навести какой-нибудь предмет и (или) запись разговора с другим пациентом, в которой описывается ситуация, в которой так или иначе участвовал наш больной. Выбрать нужный кусок разговора несложно по контексту, на крайний случай можно просто прокручивать все свежие записи подряд — после «правильной» доктор задумчиво хмыкнет, давая тем самым подсказку, что теперь самое время гипнотизировать «клиента». А вот с предметами не все так просто. Логика их появления в игре и дальнейшего использования местами отсутствует напрочь. Например, радио, лежащее в ординаторской больницы, нужно для того, чтобы напомнить одному из пациентов о его прошлом. Но игрок может узнать об этом только после того, как получит соответствующую SMS-ку от полицейского инспектора, а SMS-ка приходит только после того, как радио перекочевало в наш карман после весьма неочевидной махинации с другим предметом… В общем, спасает только хроническая квестоманская клептомания. Если уж поймал курсором активный предмет — тащи его в инвентарь, пригодится. Правда, некоторые предметы нельзя взять в принципе до тех пор, пока не наступит «нужный момент».

Небольшой отдушиной являются «флэшбеки» душевнобольных. Эти эпизоды из прошлого выглядят как мини-квесты, в которых нам предстоит не просто исполнять роль пассивного наблюдателя, но и активно участвовать, руководя действиями одного из пяти молодых людей. Постепенное «отматывание назад» во времени флэшбеков позволяет сохранить интригу (хотя было бы что сохранять), а непосредственное участие игрока позволяет более четко понимать, как себя чувствовали пациенты «там».

Но все равно, если вы не прожженный квестовик, то проходить Overclocked лучше с солюшеном. Муторное «обкликивание» всего и вся простому смертному вряд ли понравится, ну а во «флэшбеках» можно и не подглядывать. Хотя тем, кто хоть что-то смыслит в технике, будет трудно догадаться, например, что в аккумуляторе, которому уже исполнилось лет 40-50, осталось достаточно заряда, чтобы между двумя зажимами проскочила искра. Эх, горе от ума.

* * *

О, не пинайте дохлую собаку!

Она не сможет вас уже укусить…

(Группа «ДДТ»)

Хорош или плох Overclocked, я однозначно сказать не могу. Но раз уж все равно упор был сделан на сюжет (который довольно многим понравился, хотя я в их число и не вхожу), можно было вообще отказаться от атавизмов квестового жанра. И воспользоваться идеями Fahrenheit — получилось бы гораздо лучше, уверен. Местами то загадки, то сюжетные ходы заставляют вспомнить старую поговорочку, не особо приличную по форме, но мудрую по содержанию. Озвучу ее в талеровском стиле: не можешь [цвести], не мучай [корнеплоды]. А посему рекомендация простая — поклонникам жанра на безрыбье играть все-таки стоит. Ничего лучше в ближайшее время не предвидится. Остальным если и играть, то только ради сюжета. Но сюжет Overclocked, что бы кто ни говорил, дурь еще та. И не говорите потом, что я не предупреждал.

P.S. Отдельного пинка хотелось отвесить локализаторам. Особенно после того, как я услышал первый сеанс гипноза, в котором доктор и пациент говорят одним голосом. Звучит дико, но как оказалось, это задумка разработчиков. Мол, пациент в трансе, ему кажется, что он говорит сам с собой… Угу, и диктофон, на который все это записывается, тоже в трансе и послушно записывает именно один голос.

В общем, пинать не буду, за вычетом этого момента локализация вполне стандартная. Внятный перевод и фиговая игра актеров. Привыкли уже…

P.P.S. Спасибо всем вышеназванным музыкальным коллективам за хорошие песни, из которых я понавытаскивал цитат.

Bateau

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *