Обзор игры: Север и Юг

 | 18.17

Мой Компьютер, №03 (507), 02.06.2008

  • Разработчик: AGEOD
  • Издатель в Украине: «Акелла»
  • Жанр: TBS/wargame
  • Системные требования:
  • 1.8 ГГц; 1Гб ОЗУ; 128 Мб видео; 1 Гб свободного места на жестком диске.

Не верьте тем, кто говорит, что все и вся вокруг приходит в упадок, а индустрия «оказуаливается». Люди, утверждающие, что раньше и трава была зеленее, и вода мокрее, и вообще «в старину живали деды веселей своих внучат», были и будут, наверное, всегда, но ситуацией они, как правило, не владеют, строя свои суждения исключительно на не самом широком личном опыте, пропущенном сквозь призму очень притягательного эсхатологического мироощущения.

На самом же деле, индустрия, несмотря ни на что, предоставляет нам весьма и весьма разнообразные развлечения если не «на любой вкус», то уж на очень широкий их спектр — точно.

Примером по-настоящему интеллектуальной и по-хорошему хардкорной игры может стать «Война Севера и Юга» (AGEOD’s American Civil War: 1861-1865 — The Blue and the Gray). Это недавно изданная у нас «Акеллой» игра, в полной мере благоволящая умному игроку и вознаграждающая вдумчивость и усидчивость. Если вам интересны воссозданный в мельчайших подробностях и деталях кровопролитнейший конфликт 19-го века, ставший поворотной точкой в истории Америки, а также возможность взять под свое руководство на оперативном и (частично) государственном уровне силы Союза или Конфедерации и переписать историю той войны — вам сюда.

Как это обычно бывает, основной недостаток «Войны Севера и Юга» коренится в ее же главных достоинствах — игра относительно трудна в освоении, и поначалу игрок вполне может и растеряться. Вооружившись научным подходом, разобраться в происходящем не так уж сложно, но все же не советую вам, не ознакомившись с обучающими миссиями, бросаться сразу и с головой в омут кампаний — рискуете не выплыть и в ужасе забросить «Гражданскую войну», так в ней и не разобравшись (немало потеряете, между прочим!). Приготовьтесь к тому, что игра представляет собой одну из наиболее точных исторических реконструкций, которыми может похвастаться жанр. Множество разнообразных нюансов и интересных возможностей придают игровому конфликту невиданную глубину и достоверность.

Желаете сформировать полк? Какого рода войск, в каком штате? Достаточно ли у вас боеприпасов, денег, резервистов… Не хватает рекрутов? Что будем делать? Проводить сборы добровольцев или частичную мобилизацию? Только учтите, что второй вариант — здорово подорвет народный дух, отдалив такую желанную победу. Определились? Подпись, пожалуйста, вот тут поставьте… Теперь к экономическим вопросам: война почти наверняка затянется на годы, и потому нам следует, наверное, вложить средства в индустриализацию перспективных штатов, однако на это не хватает денег, казну можно пополнить, выпустив пятипроцентные военные облигации либо же введя разовые налоги. Можно, конечно, и просто включить печатный станок… как умудренный политик, вы понимаете, я думаю, плюсы и минусы таких операций, впрочем, они подробно расписаны в документах. Определились? Подпись, пожалуйста.

Да и еще в сложившейся ситуации представляется необходимым ввести военное положение по крайней мере в Вирджинии и Кентукки, а также комендантский режим в Арканзасе, Теннеси и Северной Каролине… Да, и еще, господин президент, есть мнение, что нам стоит задуматься о предложении Союзу обмена пленными…

Впрочем, в экономической, политической и социальной сферах разобраться здесь достаточно просто. Они и сами, если на то пошло, в целом не сложны. Зато, когда дело доходит до непосредственного управления войсками, от обилия нюансов и возможностей захватывает дух уже по-настоящему.

Как уж было сказано выше, «Война Севера и Юга» благоволит умному игроку, поэтому фантазии вроде: «призвать много много полков, собрать их в одном месте и задавить врага мясом!» можете оставить сразу. Такая «стратегия» обернется лишь горами трупов в синих или серых (смотря какая сторона имела несчастье заполучить такого «полководца») мундирах и падением народного духа.

Разобщенные, лишенные централизованной системы руководства части воюют прескверно, ведь собрать десять полков в одном месте — не означает создать армию. Лишенные эффективного общего руководства, планирования, штабов и связи, они так и останутся разобщенной силой, которая мгновенно впадет в неуправляемый хаос, под первым же ударом лучше организованного противника. Поэтому первоочередная задача игрока — построение эффективных цепочек командования и формирование из разобщенных подразделений достаточно боеспособных частей.

Тут необходимо пояснение. Чтоб действовать как армия, подразделениям вовсе не обязательно быть согнанными в одну большую-пребольшую толпу. Скорее даже, наоборот — такая толпа не сможет эффективно контролировать обширные территории. Вхождение в армию предполагает формирование эффективной иерархии командования, что дает огромные бонусы войскам. Входящие в армию части вполне могут быть рассредоточены по территории целого штата, вот этот корпус, к примеру, должен перехватить вот эту часть врага, вот этот — занимает город и т.д… Тем не менее — все они имеют единое управление, все являются частью армии, все действуют как единое целое и все получают значительную прибавку к своим боевым характеристикам. Для части, входящей в цепочку командования, действуют бонусы от всех командиров цепочки, поэтому именно создание крупных и скоординированных армий является задачей номер один.

Звучит просто, но тут на первый план выходит еще одна специфичная черта американской Гражданской войны — изначальная неготовность сторон к ее реалиям, а также отставание от этих реалий военной теории.

Солдат много, очень много, а подготовленных офицеров — мало, толковых же офицеров — и того меньше. Организовать боеспособные бригады, дивизии, корпуса и, наконец, армии достаточно трудно, а еще и достаточно опытных для таких дел генералов — раз-два и обчелся. Опыт нужно зарабатывать в бою, тем более, что противник не спит, и его части так и норовят прогуляться по нашей территории, а то и прорваться к одному из ключевых городов, потеря которого здорово снизит народный дух и очки победы.

Создавать армию придется в бою, растя в кровопролитных сражениях боеспособные части и умелых военачальников, формируя в оперативном пространстве армии подчиненные корпуса, а заодно и независимые дивизии, призванные отлавливать вражеских рейдеров вдали от основного театра.

Очень маловероятно, что у вас получится добиться решительного превосходства над противником в первые год-два (игрового времени, естественно :-)). Нет уж, «Война Севера и Юга» передает реалии той войны очень верно, не давая игроку повода считать себя умнее генералов Союза и Конфедерации, воевавших четыре года отнюдь не потому, что с ними не было такого умелого военачальника, как геймер Вася Булкин.

Также стоит упомянуть о играющей очень большую роль инфраструктуре и ее развитии, железнодорожных и речных перевозках (войска движутся по железной дороге или на речном транспорте на порядок быстрее), речных и морских транспортах и боевых кораблях, правилах морской блокады, участии Англии и Франции (они могут помогать Конфедерации деньгами, а могут при определенных обстоятельствах решиться и на открытую интервенцию), общественном мнении и многом-многом другом.

Но, к сожалению, статья не резиновая, а я надеюсь, у меня получилось показать вам, насколько реалистична и богата нюансами «Война Севера и Юга».

К ее недостаткам можно отнести относительную сложность в освоении, достаточно бедную графику (впрочем, местная карта «под старину» — очень мила, а солдаты различных полков в форме тех времен — заслуживают уважения), и очень невыразительное звуковое сопровождение, тем не менее, для этой игры, да и для всего жанра в целом, все это — глубоко вторично и неважно.

Важно, что перед нами действительно глубокая и многогранная игра, очень точно реконструирующая описываемые события.

Рекомендовать ее всем и каждому я, конечно, поостерегусь, но если вы любите настоящие воргеймы, поощряющие серьезный и умный подход, — эта игра для вас. Очень рекомендую.

Lar

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *