Обзор самоучителей, полезных в наше время

 | 15.56

Мой Компьютер, №9, 25.02.2008

В популярной компьютерной Академии ШАГ в свое время был принят на вооружение метод полустационарного обучения. Это когда студент шесть дней в неделю изучает предмет на дому самостоятельно, а в воскресенье закрепляет его на лекции с преподавателем. Мне эта идея приглянулась, и я прошел один семестр самостоятельно, ради интереса. Конечно же, доступ к аудитории мне был закрыт (уроки я взял у товарища, который там учился), и соответственно, задавать вопросы мне было некому. А если задать вопрос некому, то и получить ответ с примером тоже было невозможно. И, тем не менее, программа, разработанная специалистами этой Академии, мне очень понравилась. Вот только, разумеется, у меня возникало очень много вопросов, на которые просто невозможно дать ответ в уроке, представленном исключительно в текстовом виде. Возьмем, к примеру, хоть тот же Corel Draw, про который можно много написать, плюс снабдить уроки сочными скриншотами, и в итоге получить кучу вопросов от учеников, ведь для более-менее подробного описания работы понадобится книжка в пятьсот страниц.

Набирающая сейчас обороты мода на подкасты тоже не может удовлетворить все наши потребности. Да, преподаватель в своей хорошо «сжатой» лекции может много наговорить за пару часов, но в таком случае будет остро не хватать визуального представления того, о чем идет речь. Вот если бы каждый шаг учителя, помимо голосового вещания, еще подкреплялся и видеороликами, то материал, изложенный таким способом, воспринимался бы на пятьдесят процентов эффективнее.

 

Откройте, это я, ваш самоучитель!

Думаете, это фантастика? А вот и нет, даже совсем не фантастика! Компания ООО «МультиМедиа Технологии и Дистанционное Обучение» (http://mmt-dl.ru) уже довольно долгое время выпускает огромное количество разнообразных систем обучения, анимированных и озвученных настоящими профессионалами своего дела.

Системы обучения, представленные на сайте компании, предназначены не только для «нашего брата», здесь можно найти и физику, и алгебру с геометрией, и даже вышивание крестиком :-).

Также на сайте доступны корпоративные сетевые версии, предназначенные для учителей информатики и компьютерных классов. В сотрудничестве с компанией «ММТ» выступает и небезызвестная «1С» (http://1c.ru), которая является дистрибьютором и также располагает этой продукцией, но только под своей торговой маркой «1С:Мир Компьютера».

А ведь и правда — материал, воспринятый таким образом, въедается в кору головного мозга настолько сильно, что руки после уроков сами могут повторить пройденный материал. Самоучители эпистолярного вида не могут этим похвастаться. В них каждая фраза очень тяжело воспринимается новичком, для которого «радиокнопка» может ассоциироваться одновременно с радиоточкой во главе с Николаем Фоменко и с кнопкой на стуле преподавателя.

Чтобы избежать трудностей в освоении материала, можно приобрести видеоуроки от компании «Мультимедиа Технологии» и забыть о том, что такое непонимание. Будем считать, что у вас уже есть компакт-диск с видеоуроками по интересующему вас предмету (на DVD я пока что не встречал). Давайте установим его на компьютер и разберемся, что к чему. Есть несколько секретов, которые могут сильно облегчить общение с системой обучения, давайте я открою первый. Чтобы не царапать компакт-диск и не издеваться над оптическим приводом, сделайте образ с компакта. Образ вполне можно делать «алкоголем» или, на худой конец, Nero (.nrg). После создания образа смонтируйте его в виртуальный привод (подойдет как Nero с алкоголем, так и Daemon Tools). Если в вашей операционной системе разрешен автозапуск (что не очень гуд с точки зрения безопасности), сразу после монтирования образа (или помещения диска в привод) вы увидите такое окошко, которое любезно предложит инсталлировать на компьютер плеер видеоуроков. Не откажите ему в удовольствии.

Если же ваша операционная система не приверженка автозапуска (что есть гуд с точки зрения безопасности), то после монтирования образа или попадания компакта в оптический привод ничего не произойдет. Чтобы произошло, нужно зайти в корень диска с самоучителем и запустить файл, находящийся под автозапуском (смотрите autorun.inf). В большинстве случаев это teachrun.exe.

Сразу после инсталляции плеера появится окно с отчетом об успешной установке и предложение запустить программу. На этом этапе откажитесь от запуска программы и сразу поместите ярлык самоучителя на Рабочий стол; если пропустили этот момент, ярлык можно отправить на Рабочий стол из корня диска позже. Деинсталлировать проигрыватель видеоуроков можно, запустив файл tpUninstal.exe., который также находится в корне диска. Когда все пляски с бубном пройдены, настала пора открыть вам второй секрет.

В процессе обучения, во время запуска плеера, разрешение вашего Рабочего стола автоматически меняется на 800×600. Теперь прикиньте, что вы увидите на своем LCD 1280×1024, который замылит изображение своими алгоритмами сглаживания, оставляя тяжелый осадок на душе. А если учитывать и тот факт, что в ходе урока, вам придется постоянно выходить на Рабочий стол, дабы получить доступ к реальному приложению с целью выполнения примера видеоурока, то вы постоянно будете переключаться из 800×600 в 1280×1024 (или сколько там у вас). Для владельцев ЭЛТ-мониторов припасена еще одна невкусная ватрушка — я бы даже сказал, черствая. Дело в том, что, несмотря на более качественную работу с неродными разрешениями, ЭЛТ-мониторы очень болезненно реагируют на частые переключения из одного режима в другой, таким образом, обладатели этих девайсов запросто могут расстаться со своим другом (я именно по этой причине потерял свой Philips 107p5, так меня заверили в СЦ).

Во избежание неприятностей установите себе виртуальную машину (подойдет как VMWare, так и Virtual PC), проинсталлируйте Windows XP, затем переправьте туда образ с видеоуроками и установите Alcohol 120%. Теперь одним глазом можете смотреть в ВМ с видеоуроками, а другим — в реальное приложение, выполняющееся на хосте, попутно проделывая все то, о чем ведает учитель. На экранах Widescreen 19-20” смотрится просто замечательно, но и привычные 4:3 тоже ничего.

При этом машина с 512 Мб оперативки и процессором 2 ГГц ведет себя вполне адекватно, еще можно запустить почтовик и Word для заметок. Тому кто не силен в установке и настройке ВМ, советую посмотреть МК, №№ 443, 445 и 446, там все подробно описывается.

От слов к делу

Теперь давайте запустим проигрыватель видеоуроков и посмотрим, что интересного нам могут предложить ребята из «Мультимедиа Технологий». Кликнув ярлык на Рабочем столе, мы оказываемся в главном окне программы, которое еще пустое и не содержит никаких регистрационных учетных записей (именно на этом этапе разрешение Рабочего стола меняется, и TeachPro начинает работать в режиме Fullscreen). Для создания учетной записи нажмите кнопочку «Регистрация» и в появившееся окошко введите свое имя.

Дальше нажмите «ОК» и можно еще ввести имя какого-нибудь пользователя. Программа старательно будет вести историю пройденных уроков для каждого из учеников — одним словом, то, что вечера прошел Вася, Петя еще не знает, не будем лишать его этой возможности :-).

Все пройденные уроки отмечаются галочками в окне со ссылками, и вы не перепутаете, что проходили, а что еще нет.

После регистрации у вас будет замечательная возможность узнать «О программе», а также зайти на сайт к производителю, полюбоваться прогрессбаром пройденного материала, попросить помощи или вовсе выйти из программы. Но мы пойдем иным путем. Нажимайте круглую кнопку «Дальше», и перед вами распахнет двери новый мир обучения.

Как можно увидеть из рисунка, первое меню содержит описание программ для изучения (а если это очень большая программа, то здесь находятся главы разделов). Для того, чтобы беззаботно перемещаться по меню уроков, нужно усвоить одно простое правило: кликайте на нужном пункте (они очень хорошо подписаны и интуитивно понятны) и попадайте в интересующий вас видеоурок. В компьютерных обучалках вы, скорее всего, увидите Рабочий стол преподавателя и услышите его голос (порой даже очень милый женский голосок).

Компактность обширного материала стоит дорого, и цена расплаты отражается на качестве картинки, частоте смены кадров и на качестве звука. Хотя к звуку претензий меньше всего, во всяком случае, Алсу от Боярского отличить можно :-). Работая в наушниках, я на «заднем плане» видеоурока нередко слышу даже тявканье собачки или голоса из соседней комнаты учителя :-). Конечно, динамические программы выглядят не ахти, например, тот же Adobe Premier при частоте смены кадров проигрывателя 5-6 fps смотрится нелепо во время демонстрации готового клипа с 15 fps. Голос за кадром (преподаватель) честно предупреждает, что «кина не будет», а если и будет, то далеко не HD-качества. Но это не страшно, преподаватели стараются не допускать, чтобы в курсе попадались динамические сцены. Я думаю, что в ближайшее время, при переходе с CD на DVD, качество картинки улучшится.

В главном окне, если подвести курсор мыши к самому нижнему краю, можно будет увидеть всплывающее окно проигрывателя, который тотчас же спрячется после ухода курсора в сторону. Настраивается плеер довольно легко, стоит только нажать на паузу и выбрать интересующую нас опцию. Например, можно нажать клавишу Ctrl, если программа вдруг станет задавать глупые вопросы. После довольно продолжительного вступления, в котором учитель то и дело акцентировал внимание на слове WinRAR, он вдруг переспросил: «Чем это вы тут занимаетесь?» :-).

Для ребенка лучше быть не может, но вот для взрослого это слишком несерьезный метод проверки «усваиваимости» или «усвояимости» — не помню, как правильно :-). (Ни так, ни эдак. И вообще, нет такого слова :-). В живом русском языке нет. Уважаемый автор имел в виду «усваиваемости», оно пишется через «е», да только и в корректной форме написания это слово не живого языка, а «канцелярита»… — Прим. лит. ред.)

Теперь, если вы вспомнили, о какой программе идет речь :-), поставьте галочку в чекбокс, и учитель продолжит объяснять дальше. Возможно также текстовое сопровождение урока, для этого нажмите кнопочку «Текст», и он появится в окошке.

Жаль только, что «плохослышащий» юзер должен обладать орлиными глазами — шрифт настолько мал, что приходится чуть ли не елозить носом по экрану. Имеется возможность создания закладок: то есть, вам понравилась какая-то часть урока — вы клацнули на кнопочке «Закладки», затем «Добавить», ввели текст и пользуйтесь на здоровье.

Когда захотите вернуться на один уровень вверх, нажимайте кнопочку «Главная», а если хотите выйти из программы TeachPro вовсе, то не обязательно нажимать на Reset :-), достаточно просто нажать «Оглав». Затем — в следующем окне «Возврат» и уже в главном окне «Выход». Не правда ли, запутанно? Можно решить, что «Возврат» приведет нас опять к «Оглав» :-). Если вам нужно быстренько отыскать какую-то часть курса, можно в окне со ссылками нажать на кнопку, похожую на список, после чего прогуляться по меню и отыскать нужную тему. Также имеется примитивная система поиска. Как видите, все очень просто, а если смонтировать образ в виртуальный привод виртуальной машины, то даже очень комфортно. Я, например, создал отдельную «виртуалку» и поместил в нее все самоучители, которые у меня были, теперь достаточно запустить VMWare Player и начать проигрывание нужного мне урока.

Ну, браток, каков итог?

В итоге мы имеем отличную систему обучения, которая поможет овладеть не только тем предметом, о котором идет речь, но и услышать правильные названия объектов из уст профессионалов. Например, как только не называют временную шкалу Adobe Premiere (та, что Timeline) — и монтажная линейка, и трек и даже «полоска видео» :-). Бесспорно, общение с профессионалом научит вас не только работать с той или иной программой, но и обучит правильной терминологии, незнание которой всегда выдает новичков.

Одна моя подружка захотела стать 3D-дизайнером и пройти курсы 3D MAX, я ей посоветовал сначала попробовать метод обучения с помощью TeachPro. После пройденных уроков она поехала на книжный рынок и приобрела там справочник профессионала по 3D MAX, а теперь работает дизайнером в одной из харьковских фирм. Говорят, что TeachPro дает базовые знания, которые на курсах обходятся гораздо дороже. Далеко ходить не нужно, давайте посчитаем. Курс 3D MAX`a от компании «Мультимедиа Технологии» длится приблизительно 60 часов. Если каждый день уделять обучению по два часа, то в результате мы имеем два месяца. А теперь прикинем, сколько это месяцев и денег при посещении курсов, три раза в неделю по два часа? А если принять во внимание удобство повторения (какой преподаватель будет повторять сказанное по нескольку раз?), оперативное обращение к материалу, плюс ко всему, вы сами выбираете время обучения, и не нужно ехать через весь город, то станет очевидным — этот метод обучения удобен. Попробуйте, и, возможно, вы останетесь довольны — а может, и нет, это дело вкуса. По крайней мере, диск стоит недорого, и лучше потом прийти к выводу, что курсы для вас были бы удобней, нежели наоборот.

А если вы хотите присоединиться к авторам программ обучения, то пожалуйте на сайт производителя, там отыщите страничку с предложением к сотрудничеству и дерзайте, условия можно скачать и ознакомиться, как говорится, не отходя от кассы.

Дам напоследок еще один совет: прежде чем покупать «обучалку» или программу, которой нужно овладеть, хорошенько согласуйте версии, чтобы они не отличались. Так, например, Visual Studio 6.0 в корне отличается от Visual Studio 2005, и обучаться работе с последним по видеоурокам для Visual Studio 6.0 не представляется возможным. Так что будьте осмотрительны.

Удачи!

Максим ДЕРКАЧ aka Astra

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *