От бумаги до телефонов: так рождалась Nokia

 | 10.54

Вряд ли сегодня можно найти человека, который не слышал о компании Nokia — одном из мировых лидеров производства мобильных телефонов. Однако мало кто знает, чем занимался финский гигант на заре своего расцвета и кто вел его тернистым путем к сегодняшнему процветанию. Мы хотели рассказать вам об этом человеке – Фредерике Идестаме. Однако, как выяснилось, к мобильным телефонам он никакого отношения не имел. И даже не потому, что в то время, когда он основывал компанию Nokia, сотовых не было и в помине. Просто цели созданного им предприятия и не могли иметь ничего общего с мобильной связью. Однако начнем сначала…

Бумаги, сэр!

Компания уходит своими корнями в далекий 1865 год, когда на берегу небольшой речки со странным названием «Нокиа» недалеко от городка Тампере, что на югозападе Финляндии, рабочие соорудили здание необычной мельницы. Хозяин конструкции Фредерик Идестам, по профессии горный инженер, получил разрешение на застройку территории и планировал возвести на берегу реки фабрику по производству древесной массы, используемой при изготовлении бумаги. Дело сулило огромную выгоду – развитие промышленности и индустриализация способствовали появлению множества различных страховых обществ и банков. О том, какое количество бумаги использовали в день сотрудники всех этих предприятий, можно было только догадываться. Спрос на продукцию предприятия Идестама был обеспечен. Финн не ошибся, и уже через несколько лет фабрикамельница превратилась в целый целлюлознобумажный комбинат. Еще немного времени спустя вокруг комбината образовался небольшой город из трудившихся на предприятии рабочих. Населенный пункт, как и сам комбинат, стали называть Нокиа – по названию речки, на берегах которой была построена первая мельница. В 1871 году компания была переименована в Nokia Aktiebolag (сокращенно Nokia Ab).

Довольно быстро Nokia вышла на мировой рынок, поставляя свою продукцию в Англию, Францию, Германию, Польшу и Россию. Говорят, что компания умудрилась осуществлять поставки даже в Китай, несмотря на то, что именно в этой стране и была изобретена бумага. А сам Идестам получил прозвище «отца финской бумажной промышленности».

Примечательно то, что на момент постройки и образования компании земля, на которой обосновался Идестам, являлась частью Российской империи – Финляндия получила независимость лишь в 1917 году после падения царского режима. Так что на досуге можно задаться интересным вопросом, чья же всетаки компания Nokia – финская или российская .

Великолепная тройка: сага о галошах

А пока Идестам торговал бумагой, поднимал голову еще один будущий гигант финской промышленности, на этот раз резиновой – в 1898 году была основана компания Finnish Rubber Works. Основным направлением ее деятельности были… нет, снова не мобильные телефоны , а галоши и прочая резиновая обувь. Достаточно быстро Finnish Rubber Works стала одним из ведущих производителей резиновых изделий в Финляндии, причем позднее это была не только обувь, но и, в частности, автомобильные шины. И уже в 1922 году обувной король Страны тысячи озер объединился с предприятием Идестама. К мощному тандему присоединился  еще один участник – основанная в 1912 году компания Finnish Cable Works, занимавшаяся производством кабеля. Образовавшийся концерн стал называться по имени «резиновой» компании, что, однако, не мешало использовать наименование «Nokia» в качестве торговой марки при производстве обуви.

Первые шаги

Начиная с 60х годов XX века компания вступила на новый этап развития. Открытие департамента электроники в 1960 году знаменует начало работы Nokia в области производства телекоммуникационного оборудования. Так, в 1962 году концерн начал производить свой первый электронный прибор — анализаторы для ядерных станций. Уже через год был создан прототип радиотелефона, а в 1965 компания разработала модем для передачи данных.

В 1967 году происходит официальное слияние компаний. Чтобы не нарушить нормы тогдашнего финского законодательства, две компании «влились» в Nokia Ab, самую маленькую из тройки. Концерн имел пять основных видов деятельности: производство резиновых изделий, кабелей и электроники, переработка древесины и выработка электроэнергии. С годами к ним добавилось несколько второстепенных направлений, например производство охотничьих ружей, пластиков и химических материалов.

Покрась в желтый цвет и… носи

Инновационные решения Nokia касались не только области электроники. Так, например, в сфере производства обуви компания пошла на довольно авантюрный шаг, решив производить яркие цветные резиновые сапоги. И это при том, что все конкуренты исповедовали принцип, что сапоги могут быть любого цвета, если этот цвет – черный. Однако несмотря на все прогнозы, новинка не только прижилась, но и приобрела огромную популярность.

Тотальная мобилизация

После выпуска коммуникационных устройств, основанных на радиотехнологиях, Nokia постепенно перешла к разработке непосредственно устройств мо­бильной связи. А как же иначе, ведь в 1981 году появилась первая мобильная интернациональная сеть, охватывающая всю Скандинавию – Nordic Mobile Telephone (NMT). Прозевать такое событие, никак на него не отреагировав, означало вылететь из коммуникационного бизнеса, получив от конкурентов увесистый пинок. И Nokia отреагировала – в 1982 году появился первый аппарат Mobira 450. Правда, сказать, что он был мобильным, значит сильно покривить душой – ящик весом около 15 кг в дамскую сумочку вряд ли поместился бы. Поэтому его использовали для установки в автомобилях.

Однако руководству компании было ясно, что только возможностью разговора в автомобиле запросы пользователя в ближайшем будущем перестанут ограничиваться. Поэтому начались эксперименты по созданию автономного устройства, которые вскоре увенчались успехом — в 1987 году свет увидел первый действительно мобильный телефон Nokia Mobira Cityman. Хотя соревноваться с американским Motorola DynaTAC он достойно пока не мог (при весе 800 граммов против 794 и цене 24 тыс. финских марок или около $6000 в противовес $3995), это не помешало ему стать популярным в Европе. Интересно то, что определенную рекламу аппарату сделал Михаил Горбачев, осуществив по нему звонок в Москву во время своего визита в Хельсинки.

Nokia и кризис

В конце 1980х европейская экономика переживала общий спад, что отразилось и на концерне Nokia. Руководство понимало, что необходимы новые идеи и нестандартные ходы. Поэтому в 1987 году было принято кардинальное решение: действовать по принципу «все лишнее – за борт». Корпорация сконцентрировалась на потребительской электронике, продав «мешающие» ветки производства, и это принесло свои плоды. Так, например, в этом же году Nokia начинает выпускать телевизоры и становится третьим по величине производителем телевизионных приемников в Европе. Также компания производит компьютеры под названием MicroMikko, ставшие самым известным компьютерным брендом в Финляндии.

Однако европейские производители в конкурентной борьбе все равно уступали компаниям из Восточной Азии. Все меньше людей покупало прекрасные, но дорогие телевизоры Nokia, предпочитая дешевые корейские и тайваньские изделия.

В 1988 году глава концерна Кари Каирамо покончил жизнь самоубийством, не справившись с нервным истощением. Ко всем бедам прибавился развал СССР, что чуть не обрушило Nokia – четверть экспорта компании было ориентировано на восточного соседа.

Подъем гиганта

После гибели Кари Каирамо новый глава компании назначил президентом мобильного подразделения талантливого финансиста Йорму Оллила. Вскоре мобильное подразделение стало приносить стабильную прибыль. В 1992 году Оллила стал главой всей компании Nokia и сформировал новую стратегию фирмы: производство сотовых телефонов и телекоммуникационного оборудования.

В том же году на рынке появился первый телефон стандарта GSM – Nokia 101. После этого началась уверенная экспансия Nokia на мировом рынке мобильной связи. В 1994 году телефон Nokia обзавелся собственным рингтоном. 1997 год ознаменовался появлением первой игры – мегапопулярной «Змейки» — на модели Nokia 6110. Год спустя мобильный (к слову, им стал аппарат Nokia 7110) обзавелся поддержкой WAP.

Хэппи энд по-фински

Сейчас Nokia – безусловный лидер рынка мобильных телефонов, и тенденция эта пока не меняется. Уже к концу 90х Nokia поставляла системы GSM более чем 90 операторам во всем мире. А по результатам 2006 года Nokia контролирует 34,8 % рынка и по уровню продаж в полтора раза превышает ближайшего конкурента, Motorola. Так что умение вовремя принять правильно решение в конце концов дает свои плоды. А вы так не считаете? 

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *