Под гребнем волны: история создания экшен-камеры GoPro
16.03.16
Название «GoPro» уже давно стало нарицательным для экшен-камер. А для их изобретателя Ника Вудмана — еще и источником миллиардного состояния.
Маленькие камеры в прозрачных кейсах, прикрепленные на руки и головы, машины и велосипеды, доски и сноуборды. В воде, в горах, под землей и в космосе — наверно, мало найдется мест, где еще не побывала экшен-камера GoPro. И все это благодаря одному серфингисту-фотолюбителю из солнечной Калифорнии — Нику Вудману.
Волна зовет
Николас Вудман родился 24 июня 1975 году в округе Санта-Клара в Калифорнии. Он был младшим из четырех детей в состоятельной семье. Отец Ника, Дин Вудман, ― сооснователь инвестбанка Robertson Stephens, а отчим Ирвин Федерман ― управляющий партнер U.S. Venture Partners.
Детство будущего миллиардера прошло в городе Атертон в Калифорнии. Учился он средне и по окончании школы получил невысокий балл. Урокам предпочитал футбол и бейсбол, а больше всего на свете любил серфинг. И даже для дальнейшей учебы он выбрал Калифорнийский университет в Сан-Диего ― из-за его близости к океану. Правда, сначала Вудмана туда не приняли, и он поступил в университет Беркли, который, к сожалению, находился далеко от океана. На всякий случай Ник подал апелляцию ― и неожиданно его все же зачислили в Калифорнийский университет. Так он получил важный жизненный урок: никогда не сдаваться на пути к мечте.
Ник поселился в кампусе на берегу океана и оказался среди таких же заядлых серферов, как и он сам. Конечно, в перерывах между катаниями на волне он не забывал учиться. Поначалу Вудман пошел по стопам отца и отчима и начал изучать экономику. Через год он понял, что не создан для финансов, а больше его привлекают изобразительное искусство, писательское дело и актерское мастерство. Затем Нику захотелось стать разработчиком видеоигр, и он записался на курсы программирования. Все бы хорошо, но усердная учеба начала мешать любимому увлечению ― серфингу, а это ему не очень-то нравилось. И он решил, что совсем не обязательно быть инженером, чтобы разрабатывать продукты. «Все, что нужно, — уметь общаться с инженерами. Так что я стал развивать способности придумывать идеи», — вспоминал Вудман.
В 1997 году он окончил университет с дипломом специалиста в области изобразительных искусств. Еще в детстве Николас не сомневался, что создаст свой бизнес. Для начала он занялся интернет-предпринимательством, попробовал сделать онлайн-магазин электроники, но быстро его забросил. В 1999 году он запустил Funbug ― игровой сайт, где можно было играть в разные олдскульные игры и выигрывать денежные призы. Под идею он привлек инвестиции — $3,9 млн. Два года все шло замечательно, и к 26 годам состояние Вудмана оценивалось уже в $4 млн. Но в 2001 году лопнул пузырь доткомов, а вместе с ним — и миллионный проект Funbug.
Решив отвлечься от банкротства, Вудман отправился на пять месяцев в серф-тур по Индонезии и Австралии со своим другом, а также с подругой (и будущей женой) Джилл Скалли, которая была еще большей экстремалкой, чем сам Ник. В Австралии Вудман, кроме серфинга, любил фотографировать друзей ― правда, только с берега. На таком расстоянии мало что можно было разобрать, и много интересных моментов оставалось за кадром. Нику очень хотелось запечатлеть все движения, то, как выглядят волны изнутри, но это была практически невыполнимая задача. Подходящее оборудование было очень сложным и дорогим. А простые серферы снимали свои катания на досках дешевыми, часто одноразовыми камерами, которые закрепляли на себе или на доске разными способами. Впрочем, эти способы не всегда помогали. Поток воды поворачивал объектив в любую сторону, кроме нужной, вода проникала внутрь и портила пленку или просто смывала фотоаппарат в воду.
Ник тоже сделал, как все: соорудил себе крепление на руку из старого ремешка и резиновой ленты, укрепил на нем одноразовую фотокамеру Kodak. Его близкий друг (а ныне творческий директор GoPro Брэд Шмидт) также испытал крепление и отметил, что нужна более прочная камера, которая выдержит удары волн и погружения. И Вудман понял, какое дело он откроет — выпуск специальных ремешков с надежным креплением для камеры. Идея увлекала Ника все больше, и, несмотря на насмешки друзей, он решил, что будет заниматься именно этим.
Дешево и профессионально
Вернувшись в Калифорнию, Ник и Джилл еще какое-то время колесили по стране в своем автофургоне Volkswagen и продавали пояса из ракушек и бусин, которые закупили оптом на острове Бали. Там эти пояса стоили около $2 за штуку, а в США за них отваливали до $60. Вырученные деньги Ник использовал для своего нового проекта ― Woodman Labs, компании по выпуску и продаже креплений для серфингистов. Фирма была создана в 2002 году, инвестиции ― $30 тыс. своих сбережений и доходов от продажи поясов, $200 тыс. от отца и $35 тыс. от матери.
Чтобы сэкономить, Вудман поселился у отца. С помощью маминой швейной машинки и дрели он начал создавать эластичные браслеты-крепления для камер из старых гидрокостюмов и пластика. После разных тестов Ник решил, что лучше всего будут продаваться не отдельные крепления, а комплекты — ремешок, защитный чехол и камера. И все должно стоить не очень дорого.
Создание такого гаджета потребовало бы новых инвестиций, и Ник ради экономии стал искать производителя в Китае. Он подобрал в Интернете дешевую китайскую фотокамеру за $3, которую можно было бы доработать и продавать по лицензии. Склеил пластиковый прототип защитного чехла (компьютерной графикой Вудман не владел) и отправил образец своего изделия китайской компании Hotax, переведя на ее счет $5000.
Ник не очень-то верил, что из этого что-то получится. Однако через несколько месяцев из Китая прислали готовые образцы и 3D-визуализацию. В сентябре 2004 года он представил первый экземпляр своей камеры GoPro Hero на выставке Action Sports Retailer Convention в Сан-Диего — и сразу же получил заказ на изготовление 100 аналогичных экземпляров.
На видео: Ник Вудман представляет свои первые пленочные камеры GoPro Hero в телемагазине QVC (2005 год)
Идея названия для камеры пришла довольно быстро. Сам Ник так сказал об этом: «Я пытался придумать название для компании — и спросил себя: «Чего я и мои друзья хотели бы больше всего?» Ответ был: «Мы все хотим стать профессиональными серферами. Стать профессионалами (go pro)». Я поразмышлял и решил, что GoPro — это отличное имя для компании. Оно призывает добиваться успехов вне зависимости от сферы деятельности — не обязательно быть серфером, чтобы ее использовать».
За первый год продаж GoPro выручка компании составила $350 тыс. А несколько лет спустя случился еще один прорыв. Вудман увлекся автогонками и начал посещать гоночную школу. Для съемок заездов он хотел арендовать камеру, но цена $100 показалась ему завышенной. Тогда он решил закрепить GoPro в салоне машины, и в этот момент ему пришла очередная блестящая идея: камеры GoPro должны быть не только нательными. Они должны крепиться к любой необходимой поверхности — сноуборду, велосипеду, салону гоночной машины. Чтобы воплотить новую идею, Ник пошел по самому простому пути и купил себе спорткар Lotus Exige, на котором тестировал новые модификации креплений. С тех пор снимать на GoPro могут как серферы, так и гонщики, и другие любители экстремального спорта.
Все выше и выше
Первую цифровую камеру GoPro Digital Hero Вудман представил в конце 2006 года. Помимо съемки фото она уже могла записывать 10-секундные ролики в формате VGA, но не фиксировала звук. Пленочная модель GoPro Hero по-прежнему активно продавалась. Однако с развитием сайта YouTube появился массовый спрос на качественное цифровое видео, и в Woodman Labs окончательно занялись выпуском только цифровых камер.
В 2007 году вышла GoPro Digital Hero 3 — уже со звуком, а длина записи видео была ограничена лишь объемом памяти. В 2008 году появилась Digital Hero 5 с широкоугольным объективом, а саму камеру теперь можно было крепить не только на руку, а практически куда угодно.
В конце 2010-го компания выпустила первую камеру с высоким разрешением Hero HD. В том же году доходы Woodman Labs достигли $64 млн.
В 2012 году появляется GoPro HD Hero 3 на 12 Мпикс., а выручка растет до $521 млн. В декабре того же года быстрый рост Woodman Labs заинтересовал тайваньскую компанию Foxconn. Она приобрела 8,88 % компании, оценив ее в $2,25 млрд. Самому Вудману принадлежит доля в 45 %.
В 2013 году компания наняла 500-го сотрудника, а следующем у нее уже 869 штатных сотрудников, доход — $1,4 млрд. В феврале 2014 года Woodman Labs официально сменила название на GoPro, а состояние Вудмана оценивалось в $4,8 млрд.
В 2015 году в компании начался небольшой спад. Штат сотрудников сократили на 7 % и предупредили инвесторов о снижении продаж своих экшен-камер. Такие данные появились за несколько недель до финансового отчета за IV квартал 2015 года. Ожидаемый доход компании снизился с $500–550 млн до $435 млн. Таким образом, доход в IV квартале 2015 года стал на 30 % меньше, по сравнению с доходом за тот же квартал 2014-го ($634 млн). Аналитики связывают такое падение с редким выпуском флагманских устройств. Но в GoPro не унывают и планируют в 2016 году сделать акцент на дронах и камерах, снимающих 360-градусное видео. А еще компания выпустила обновление для экосистемы умных часов Apple Watch: теперь этот девайс может служить пультом управления для камеры. С помощью часов можно запускать и ставить на паузу запись видео, использовать часы в качестве видоискателя и добавлять технические подписи на видеоролики.
Смотрите лучшие видеофрагменты от GoPro по итогам 2015 года
Ник Вудман давно и счастливо женат на Джилл, они растят троих сыновей. Кстати, Ник снимал на камеру GoPro рождение каждого ребенка. У Вудмана нет аккаунта в Twitter, он мало пишет в Facebook. Камеры GoPro заполонили весь мир. Кроме собственно спорта и экстрима, они помогают снимать фильмы и концерты мировых звезд. Большинство экшен-камер других производителей создаются по той же системе, что и GoPro. Сам Ник тратит миллионы на то, чтобы название GoPro присутствовало на самых зрелищных видео, будь то пируэты Шона Уайта на скейтборде или спуск Феликса Баумгартнера с парашютом из стратосферы (во время этого рекордного прыжка на нем было целых пять камер GoPro).
Что такое GoPro?
GoPro — это и не фотоаппарат, и не видеокамера. Даже продвинутая версия камеры уступает по техническим характеристикам средней цифровой зеркалке. Экшен-камера представляет собой нечто среднее между обычной любительской камерой и смартфоном, который всегда под рукой и не требует особых навыков для фото- и видеосъемки.
В камерах GoPro отсутствуют видоискатель и трансфокатор. На передней части камеры имеется монохромный жидкокристаллический дисплей для отображения меню и параметров съемки. Прозрачный HD-кейс с линзами способен выдерживать удары и погружение в воду на глубину до 30 м.
В настоящее время на официальном сайте gopro.com представлены две серии камер: Hero и Hero 4.
GoPro Hero
В серии доступны три основные камеры: Hero, Hero+ и Hero+ LCD. Все они имеют водозащиту (глубина до 40 м) и разрешение Full HD (1080p). GoPro Hero оснащена матрицей в 5 Мпикс., а Hero+ и Hero+ LCD — 8 Мпикс. Кроме того, Hero+ LCD имеет цветной сенсорный экран с обратной стороны камеры.
GoPro Hero 4
Линейка Hero 4 представлена модификациями Black, Silver и Session. Камера Silver снимает видео разрешением Full HD, а Black — 4K. Обе камеры имеют матрицу 12 Мпикс. и могут погружаться в воду на глубину до 40 м. Hero 4 Silver также оснащена цветным сенсорным дисплеем.
Камера Hero 4 Session заметно отличается от своих «сестер» Это черный пластиковый кубик размером 40×40×40 мм. Разрешение видео — до 1440p, а фото — 8 Мпикс. В отличие от других камер GoPro, она не имеет жидкокристаллического дисплея спереди. Управляется всего одной кнопкой, выдерживает погружение на глубину до 10 м.
Литературный редактор
вологість:
тиск:
вітер:
Вселенная Fallout в 2024 году: от игр к сериалу
Как вселенная игр Fallout получила через десятки лет свой сериал и вновь попала на пик популярности
Подробности о смартфоне Tecno Camon 30 Premier — будет действительно доступный флагман?
MediaTek Tecno Андроид смартфонСмартфон Tecno Camon 30 Premier работает на процессоре MediaTek Dimensity 8200 Ultra. Установлена Android 14 из коробки.
Смарт-очки JBL Yinyue Fan оснащены встроенными динамиками, защитой IP54 и Bluetooth 5.2
JBLОчки JBL Yinyue Fan получили прозрачный дизайн и встроенные динамики с технологией направленного звукового поля