Пузырь фильтров или Как Интернет может ограничить наше «окно в мир»

 | 22.05

Чтобы осознать суть понятия «пузырь фильтров» (thefilterbubble.com), предлагаем вам провести нехитрый эксперимент. Предложите кому-либо из родных или друзей (лучше нескольким людям одновременно) сесть со своим ноутбуком и придумать несколько словосочетаний, которые они будут последовательно вводить в строке одного и того же поисковика, каждый – на своем ПК. Наверняка результаты поиска будут разниться между собой. Такое происходит оттого, что интернет-компании стремятся подстроить свои услуги (новости и поисковые результаты в частности) под наши индивидуальные вкусы, в результате чего появилось опасное непреднамеренное последствие: мы оказываемся в плену у этих самых пузырей фильтров, не получая той информации, которая могла бы заставить нас усомниться в чем-то, расширив наш кругозор.

Тонкости, подмеченные в социальных сетях

Для иллюстрации главного принципа пузыря фильтров часто приводят фразу Марка Цукерберга, которой он ответил на вопрос о важности ленты новостей в Facebook: «Белка, умирающая на вашем дереве, может в данный момент заинтересовать вас куда больше, чем люди, умирающие в Африке».

Белка, умирающая на вашем дереве, может в данный момент заинтересовать вас куда больше, чем люди, умирающие в Африке (Марк Цукерберг)

То есть, наитипичный пример пузыря фильтров страничка пользователя в соцсети. Например, у гипотетического человека в Facebook, («Вконтакте», «Одноклассниках», нужное подчеркнуть) есть друзья, помешанные на кулинарии, которые постоянно выкладывают у себя на странице новые изысканные рецепты. Помимо кулинаров, у него есть друзья, интересующиеся политикой и финансовыми сводками, которые у себя на страницах выкладывают последние новости о заседаниях Верховной Рады и об очередных ляпах Николая Азарова. Все эти новости (статусы и обновления друзей на странице) отображаются в новостной ленте пользователя. Как и всегда, он просматривает новости друзей. При этом ему более интересны политические сводки, и он часто переходит по ссылкам в этих новостях. И что странно: через некоторое время в своей ленте новостей наш гипотетический пользователь не увидит больше никаких сообщений от друзей-кулинаров. Даже если они вдруг начнут писать о политике.

Социальная сеть запоминает, на что пользователь нажимает в ленте новостей, и выдает в следующий раз те новости, которые она посчитает интересными для данного пользователя. Справедливости ради заметим, что, например, в «Вконтакте» после многочисленных жалоб ввели две опции — «Показать все новости» и «Показать наиболее интересные». Поэтому якобы неинтересное будет отсеиваться только в случае выбора второй.

В плену у поисковиков

С поисковыми системами, как мы могли убедиться из предложенного выше эксперимента, дело обстоит аналогично. Даже если выйти из своего аккаунта в поисковой системе, пузырь фильтров будет работать, ведь остаются еще более 50 видов персонализации (индивидуализации) — параметров, которые в любом случае обработает поисковик: тип компьютера, тип браузера, местоположение, история посещения сайтов и т. д., — и выдаст информацию на основе этих параметров.

Эксперты интернет-бизнеса не зря утверждают, что стандартного Google больше не существует. И этот факт остается практически незаметным для каждого из нас, так как мы не видим результатов поисковой выдачи других людей.

Множество компаний по всему миру применяют персонализацию: новостные гиганты Yahoo News, Google News, Huffington Post, Washington Post, New York Times. Тренд на персонализацию расползся по всему Интернету, и в конечном итоге пользователям будет показываться только то, что им будет интересно исходя из результатов обработки информации поисковыми машинами, а не то, что может быть действительно необходимо пользователям. Такое предположение подтверждает бывший глава Google Эрик Шмидт: «Людям будет очень сложно увидеть нечто или приобрести что-то, что так или иначе не было специально под них подобрано».

Знаменитая книга Эли Парайзера «Пузырь фильтров»

Последствия от персонализации

Автор термина Filter Bubble Эли Парайзер (elipariser.com/bio.html) говорит о том, что последствия от пузыря лежат в первую очередь в социальной плоскости. Так, пользователи, интеллектуально изолируясь в своем информационном поле, получают намного меньше той информации, которая противоречит их собственной точке зрения. Писатель приводит пример того, как один пользователь ввел в Google запрос British Petroleum, а в ответ получил только инвестиционные новости об одноименной компании. Когда же другой пользователь отправил такой же запрос, то в ответ получил информацию о взрыве нефтяной платформы Deepwater Horizon, и обе эти страницы с результатами поиска разительно отличались между собой.

Исследователь в своей книге также предупреждает о том, что потенциальным недостатком при фильтрации поисковых запросов является то, что она закрывает нас от новых идей и важной информации, создавая такое впечатление, будто наши узкие собственные интересы и есть все, что существует и окружает нас. Это приносит потенциальный вред как личности, так и обществу в целом. Парайзер раскритиковал Google и Facebook за предоставление пользователям «слишком много сладкого, но ничего полезного». Он предупреждает и о том, что этот невидимый алгоритм редактирования в Сети может ограничивать получение новой информации и сузить рамки разнообразия этой информации. Согласно Парайзеру, пагубное воздействие пузыря фильтров причиняет вред обществу, так как может подорвать само формирование гражданского мнения, что сделает людей более уязвимыми к пропаганде и манипуляциям, а в глобальном масштабе — затормозить демократические процессы во всем мире.

Эли Парайзер на конференции PopTech 2010, где он презентовал свою теорию о пузыре фильтров

Парайзер сравнивает пузырь фильтров с собственной микровселенной каждого человека, в которой он живет в Интернете. И то, что будет отображаться в этом пузыре фильтров, будет зависеть напрямую от того, кто этот человек и чем он занимается, то есть информация из пузыря фильтров будет всегда основываться на профессиональных и личностных интересах человека. Главная проблема заключается в том, что не сам человек решает, какую информацию он будет получать в Интернете. И еще более важно — он даже не увидит той информации, которая останется за пузырем фильтров.

Социальные психологи пришли к выводу, что такой информационный ограничитель нарушает «нормальный информационный рацион», выводя информацию только о том, что развлекает пользователей. Исследования, проведенные Netflix, (signup.netflix.com/global), показали, что люди куда охотнее выбирают для потребления массовый информационный продукт (ток-шоу, реалити-шоу, посредственные комедии, сплетни, интриги-скандалы-расследования и т. д.), нежели информацию о культуре, медицине, науке, политике или образовании.

Как же расширить кругозор? Универсального рецепта не существует. Но первый шаг к развитию — это осознание того, что подобный тренд уже внедрился в жизнь каждого интернет-пользователя, а также само желание изменить собственную картину интернет-мира, расширяя при этом собственный кругозор. В техническом же плане можно воспользоваться несколькими простыми методиками (см. врезку). Мы уверены в том, что знания не уйдут от желающих их получать!

Несколько простых шагов, которые позволят вам избегать персонализации информации в Интернете

  1. Удалите все куки-файлы. Если вы хотите увидеть поисковые результаты за пределами своего пузыря фильтров, необходимо периодически очищать куки в браузере.
  2. Удалите историю веб-поиска. В случае пользования почтой крупного поисковика вроде Gmail или «Яндекса» задействуется единый персонифицированный профиль (для поиска в том числе). Принцип поиска в Google или «Яндексе» основывается на истории веб-поиска — поисковики запоминают список сайтов из результатов поисковой выдачи, которые посещал конкретный пользователь. Такая история поиска может насчитывать даже несколько лет.
  3. Скройте персональные данные в Facebook. Также одно из правил: если вы не желаете что-то сделать достоянием общественности, не нажимайте Like в Facebook («Мне нравится» в «ВКонтакте»), так как информация о нажатии на эту кнопку является публичной.
  4. Скройте дату рождения (или хотя бы год рождения) и пользуйтесь никнеймами. Дата рождения и ФИО очень помогают коммерческим компаниям по сбору персональных данных абсолютно точно идентифицировать человека.
  5. Отключите таргетированную рекламу.
  6. Используйте режим «инкогнито» в браузере. Он избавит вас от куки-файлов, и потому можно будет увидеть почти деперсонифицированную информацию (поисковую выдачу).
  7. Используйте анонимный серфинг в Интернете. Такие сайты, как Torproject.org и Anonymizer.com, позволяют пропускать весь трафик со всех браузеров через свои серверы, эффективно удаляя даже те данные, которые засвечиваются, когда используется режим «инкогнито».
  8. Деперсонализируйте ваш браузер. Каждый запрос с целью загрузить веб-страницу показывает запрашиваемым сайтам много информации о вашем компьютере и ПО, а ведь многие из этих конфигураций являются уникальными.

Рекомендациями о том, как сделать так, чтобы ваши настройки было гораздо труднее отследить, с вами поделились специалисты из организации Electronic Frontier Foundation (EFF, panopticlick.eff.org/self-defense.php

Татьяна Фисенко

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *