Школа в эпоху Интернет

 | 15.15

Однако то, что спор утих, не означает, что вопрос снят. Более того, заглянув за явные приметы перемен, так растревоживших наших гостей, видишь: спор коснулся частного проявления куда более глобальных явлений. Совершенно с другой стороны о все той же проблеме говорило предновогоднее сообщение индийских информационных агентств, бурно обсуждавшееся в мире.

Три стадии признания научной истины:первая — «это абсурд»,вторая — «в этом что-то есть»,

третья —«это общеизвестно».

Эрнест Резерфорд (1871—1937)

Впервые шахматист был дисквалифицирован за использование для получения компьютерных подсказок Bluetooth-устройства (спрятанного в головном уборе:-)). Теперь все участники турниров проходят досмотр как при посадке в самолет. Несмотря на все различия два «происшествия» объединены как нежеланием признать, что мир изменился, так и стремлением найти способ «вернуть всех в пещеры». Точно так же когда-то английские владельцы дилижансов «пробили» изменение в законодательстве, известное как Red Flag Act. Ограничение скорости авто четырьмя милями в час, да еще и с требованием, чтобы «перед локомотивом шел человек с красным флажком», вступило в силу в 1865 году. Фора «прошлому» продержалась рекордно долго — более тридцати лет. Но даже она не отменила развитие автомобильной промышленности. Запреты использовать калькуляторы при выполнении домашнего задания по арифметике не помешали распространению электроники, а заявление, что «в Советском Союзе секса нет» — отмене цензуры.

Логарифмическим линейкам повезло дважды. Прежде всего, жизнь их продолжилась в роли инструмента чертежного. Но главное, конечно, в том, что они были оперативно «демобилизованы», и время, отводившееся для освоения аналогового вычислительного устройства, теперь используется более продуктивно. Увы, «везение» не дотянулось до собственно логарифмической функции. Она по_прежнему «любима» в школьном курсе, хотя куда как полезнее для «закомпьютерного» поколения были бы, скажем, кривые Безье или сплайны, имеющие массу применений, начиная со шрифтов. Почему же гораздо чаще помогающие пользователю функции — «внешкольные»? Кстати, в Wikipedia статья о кривых Безье прекрасно иллюстрирована

Кто выиграет от борьбы с прогрессом, который уже «сам пришел»? Будут ли благодарны своим учителям лидеры «деления в столбик»? Надеюсь, «победителями» станут все же те, кто первыми пересаживаются на «самодвижущиеся повозки».

Проблема не столько в обилии заинтересованных в «закрытии Америки», сколько в отсутствии у всех остальных понимания как с «Америкой» дружить. Насколько быстро новинка может покорить мир, показывает распространение DVD в США. DVD Consortium был создан 1995 году. А уже сегодня, утверждает Nielsen Media Research, семей, выбравших DVD-плееры, 81,2 % — на 2 % больше, чем использующих видеомагнитофоны. Значит, можем?! Если «ясно видим цель и ощущаем уверенность в себе».

Ничуть не уникальна неготовность учителей или шахматистов увидеть новые возможности, а не проблемы в «плодах прогресса» (будь то шахматные компьютеры иди море доступных в Сети рефератов). Журнал Time назвал молодежь XXI века поколением «многозадачных» за привычку делать сразу несколько дел (это уже обсуждалось в январской колонке). Однако новой способностью вовсе не спешат воспользоваться, скажем, в бизнесе: исследователи консалтинговой компании Basex видят в этом проблему стоимостью (только для США!) в $588 млрд в год. Согласно их изысканиям, мессенджеры и мобильные телефоны, «будильники» и напоминалки, SMS и почта, самые разные способы коммуникации 11 раз в час отвлекают работника. Это приводит, по их мнению, к потерям до 28 % рабочего времени. Но кто же подсчитает время, спасенное консультацией, полученной в той же аське? Выигрыш от оперативно «досланного» документа? Быстро исправленной ошибки?

И вообще, стоит ли бороться за «бессмертие» своих привычек? Да и есть ли «средство Макропулоса»? Может быть, полезнее видение источника проблем — процесса перехода к информационному обществу. Обществу, где информация настолько распространена, что выше ценятся уже не умения ее поиска, получения или создания, а способности ее анализировать, объединять (консолидировать) и вообще обрабатывать. Если в Сети тысячи готовых сочинений, то какой же прок, запрещая их использование, задавать «образ Гамлета»? Лучше учить сравнивать существующие варианты.

Пусть поощрения заслужит тот, кто сумеет найти больше, классифицировать точнее, четче выделить отличия «этих мерзких готовых рефератов». Понятно, что стремление к стабильности заложено в человеке довольно «глубоко», но ведь никто и не посягает на, скажем, круговорот животных и стихий китайского календаря. Вот только бурный прогресс цифровых технологий требует быстрее перестраивать наши подходы и к работе, и к учебе, и к развлечениям (пока лучше всего удается последнее:-) ). Возможно ли и традиции сохранить, и перемены «оседлать»? Кстати, если правда, что Собака передаст эстафету Огненной Свинье лишь 17 февраля, то за готовность к переменам можно еще успеть поднять бокалы. Мне нравится такой тост. А вам?

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *