Supreme Commander: Forged Alliance

 | 12.33

 Мой Компьютер, №8, 14.02.2008

  • Разработчик: Gas Powered Games
  • Издатель: THQ
  • Издатель на территории СНГ: Buka Entertainment
  • Жанр: RTS
  • Системные требования:
    • Минимальные: 2 ГГц; 512 Мб ОЗУ; 128 Мб видео; 8 Гб на жестком диске
    • Рекомендуемые: 3 ГГц; 1 Гб ОЗУ; 256 Мб видео; 8 Гб на жестком диске

Несмотря на то, что 2007-й был на удивление урожаен на отличные, качественные и просто неплохие стратегии. Supreme Commander от Gas Powered Games, с точки зрения неравнодушной к жанру части нашей редакции, — неоспоримый победитель в номинации «Лучшая RTS 2007». Блестящая реинкарнация и развитие недооцененных в свое время идей Total Annihilation, ряд гениальных находок в игровой механике (чего стоит одно только местное масштабирование карты!), беспрецедентное многообразие предоставляемых игроку средств уничтожения и тактических возможностей… Ко всему этому нужно добавить также впечатляющую масштабность и отлично выверенный баланс стратегической и тактической частей игры. При фактически одноуровневом геймплее, Supreme Commander позволяет побывать как в шкуре командира десятка танков, сдерживающих превосходящие силы противника, потому что именно здесь и сейчас решается если не все, то очень многое, так и на месте главнокомандующего, не считающегося с потерями в крупномасштабном наступлении при поддержке флота и авиации. Замечательный геймплей и интерфейс творения Криса Тейлора позволяет сделать и то и другое с одинаковой легкостью и удобством.

Словом, SupCom — отличная игра, несомненно, сказавшая в жанре новое слово (и не одно). На чисто субъективном уровне могу сказать, что давно не было так, чтоб я подсаживался на игру почти на год, а вот на «Главнокомандующего» — подсел и по-серьёзному. Bateau подтвердит, каким по кошачьи довольным я ходил, бывало, летом, выиграв подряд три-четыре ранговые игры, или, наоборот, какая ругань стояла над моим рабочим местом, если я проигрывал, на мой взгляд, случайно и незаслуженно (о том, что творилось в случае обрыва связи — лучше и не вспоминать…). Впрочем, и сам Бато на СупКом подсел весьма серьёзно, и наши с ним сражения скрашивали редакционные будни практически до конца осени.

И, конечно же, узнав о грядущем аддоне, с новой игровой стороной, новыми юнитами, новой кампанией и переработанным балансом, мы стали… ждать — что еще нам оставалось?

Что ж, вот и на нашей улице снова праздник — посмотрим, каким он получился Forged Alliance.

* * *

Хоть «радовать» игроков дополнениями, склепанными по лекалу: «Новая кампания, четыре новые карты и по три новых юнита всем игровым сторонам» после Dawn of War как-то уже не принято (дополнения ко второму «Блицкригу» не в счет, это особый, отдельный жанр, который, как я надеюсь, уже умер), однако же, при первом знакомстве масштабы нововведений и доработок в FA просто поражают воображение. Переработаны экономическая система, баланс всего, что выше Т1 (первый техуровень переработан частично), сделан полный ребаланс авиации и суперюнитов, введены новые виды и целые классы техники, значительно обогатившие тактические возможности сторон. Ну и, само собой (куда сейчас без этого), в мир СупКома пришла новая игровая фракция, можно даже сказать «раса» — здесь это слово будет уместно.

Сразу же после окончания Бесконечной Войны и, заодно, действия оригинального Supreme Commander через квантовый разрыв, образовавшийся после выстрела «Черного Солнца», в пределы обжитого человечеством космоса хлынули орды инопланетян, известных как серафимы. Тех самых, считавшихся раньше вымершими (не без помощи человечества) чьи философско-религиозное учение — Путь, и очень странные, явно умеющие влиять непосредственно на сознание технологии вскружили голову целым колониям настолько, что те основали Эон Иллюминат — государство, построенное на догмах Пути и поставившее себе целью повсеместное распространение этого учения и очищение галактики от неверных (исключительно ради всеобщего блага, естественно).

Неведомо откуда явившиеся чужие с ходу уничтожают все на поверхности Земли и, тесня и без того истощенные силы Федерации, быстро захватывают огромные территории. Большая часть эонов ожидаемо переходят на сторону своих «богов», и под руководством амбициозных, жаждущих одной только власти лидеров нового Ордена сражаются против федералов, кибран и эонов, оставшихся верными исчезнувшей принцессе. Куда более неожиданно другое: созданный с применением технологий серафимов советник лидера кибран доктора Брэкмена, искусственный интеллект КИИ, тоже переходит на сторону инопланетян. Дезорганизованные силы человечества сдают планету за планетой, а серафим с приспешниками бьют их то в хвост, то в гриву, то снова в хвост… Такое положение дел, само собой, не устраивает лидеров трех человеческих «сверхдержав», вчерашние заклятые враги перед лицом угрозы полного уничтожения вступают в вынужденный альянс и, перегруппировавшись, с нашей помощью…

Несмотря на эпичность вышеизложенных событий, должен признать, что подача сюжета в Forged Alliance на порядок, а то и два хуже, чем в оригинальном СупКоме. Явление серафимов народу, потеря Земли и ряда густонаселенных планет, неизбежный в таком случае культурный шок и домыслы о том, чего же хотят добиться пришельцы — все это осталось за кадром. Действие игры начинается спустя три года после «Дня Х», и покажут нам разве что краткий хронологический ролик, который сжато проинформирует нас о ходе войны с чужими. Никакой эпичности происходящего ощутить через такую подачу, конечно, не получится, да и далее сюжет бежит по изъезженным рельсам: плохие парни побеждали-побеждали, а хорошие как собрались с силами и ка-а-ак вдарили, а потом узнали, что инопланетяне строят арку, чтоб наладить надежную связь со своими основными базами… где бы они ни находились. Так наши взяли и разнесли там все к черту, и закрыли этот самый разлом — ура! Победа! Но злой КИИ (злостный спойлер!) остался жив, и он еще устроит…

Боевичок… никакой лирики, драмы и прочих ответвлений. Что чувствуют все эти люди? Что движет серафимами? Нет ответа… Какое тебе дело, солдат? Хочешь получше почувствовать мир игры, тем более, что четкая и весьма впечатляющая картина-шире-чем-рама в твоем воображении после прохождения оригинальной игры сложилась? Теперь это лишнее. Хочешь знать, что движет серафимами, особенно учитывая печальные последствия первого контакта? Ну дык… Злые они! Всех завоевывают, шипят в эфире что-то зловещее по-своему… Как Брэкмен переводчик сочинит, станет понятно, что в основном это: «Люди вымрут! Приходит наше время!» и все такое прочее… Что неясно? Рази пулеметчик, за синий платочек! А больше тебе ничего знать не положено.

Замечательные намеки и загадки, разбросанные тут и там по сюжету оригинального СупКома (помните, к примеру, кибранского командующего, подключившегося к артефакту серафимов, и тут же осознавшего, какая это замечательная штука — Путь? А «просветление» Арнольда?), отличную атмосферу, четко раскрывающую через незначительные, казалось бы, детали характеры участвующих в Бесконечной Войне сторон и природу их противоречий — все это авторы сценария FA свели к весьма скучной и ни капли не соответствующей уровню оригинала истории. Стрелять из висящих на стенах ружей тоже нужно уметь, и тот факт, что сценаристы периодически — очевидно, чтоб добавить хоть какого-то драматизма, — убивают кого-то из полюбившихся еще в оригинале героев (генерала Кларк, к примеру, прямо во вступительном ролике), только подчеркивает тот факт, что придумать хоть одного такого же колоритного, харизматичного и показательного персонажа они не смогли.

Словом — я ждал большего, много большего. Сюжет — на троечку.

Шесть миссий кампании одинаковы для всех трех участников коалиции (серафим — только в мультиплеере), выбор стороны здесь — сущая формальность и имеет значение только в контексте ваших предпочтений.

Сразу бросается в глаза принципиально новый подход в организации миссий. Раньше кампания в Supreme Commander напоминала раздутое до невозможности обучение, проиграть даже на высшем уровне сложности было малореально, а миссии навевали тоску и сон. Проходить кампанию можно было только ради сюжета.

В Forged Alliance все несколько интереснее. Теперь всяческие атомные бомбы и сверхюниты доступны с первых миссий (только успевай строить!), а противник временами обеспечивает очень нехилое давление.

Теперь никто не мешает вам на первой же миссии отстроить три-четыре колосса или с десяток «Жнецов», и этой толпой отправиться нести врагу разумное-доброе-вечное. Впрочем, суть геймплея кампании осталась та же — между выполнением заданий отстраиваемся по самое не могу, и еще с перехлестом, строим много-много толстых юнитов и… Разве что простор для гигантомании некоторых геймеров появился… три десятка «Мавров», к примеру… с подписью: «Потому что мы все равно собирались рано или поздно уничтожить эту планету!» Кто знает — тот поймет…

* * *

Хух, ладно, по необязательной программе отстрелялся. Теперь все, что там выше — забудьте. Все равно в сингле СупКом всегда был не лишенной оригинальных идей и решений посредственной стратежкой, и никто не ожидал, что аддон что-то в этом плане исправит. Ну, нельзя современный искусственный интеллект научить толково пользоваться ВСЕМ ЭТИМ. AI в Forged Alliance несколько доработан, но, боюсь, в любимой забаве Бато «Я один против пяти компов на карте 10 на 10 км!» ничего невозможного нет и сейчас.

Другое дело — мультиплеер. Вот здесь-то игра и показывает весь свой потенциал, здесь-то и понимаешь, какие по-настоящему беспрецедентные тактические возможности предоставляет детище Gas Powered Games.

Наземная техника, авиация и флот трех техуровней, артиллерия, тактические ракеты и противоракеты, атомное оружие, стратегическая артиллерия, сверхюниты…

Полный ребаланс всего этого добра значительно расширил и без того обширные тактические возможности игры.

Самое важное, пожалуй — перебалансированная добыча ресурсов. Теперь экономика решает куда меньше, чем раньше, и хорошо спланированный удар может сокрушить экономически куда более развитого противника.

В прошлое ушли огромные поля Т1 электростанций и фабрикаторов материи, последние теперь перешли на Т2 и работают по совершенно грабительскому курсу 1/150. Значительно повышена роль экстракторов и понижена — фабрикаторов материи Т3 (их эффективность теперь ниже ровно на 50%), апгрейд экстрактора до третьего уровня теперь стоит дороже и длится о-о-очень долго, но четыре таких, окруженные хранилищами материи, дают стабильный прирост в +100 (и даже несколько больше).

Все это серьёзно остудило пыл любителей стратегического рывка на Т3 и отстройки обороны в последний момент. Теперь проскочить какой-либо техуровень не получится, необходимость контролировать карту серьёзно выросла, а по ньюбовским фантазиям — «Отсижусь за неприступной обороной и отстрою большое-большое супероружие» — нанесен чудовищный по силе удар (не то, чтоб эта стратегия и раньше срабатывала, но теперь ее гибельность видна со всей очевидностью).

В результате динамизм игры значительно возрос, а сражения и мелкие стычки за важные позиции идут практически беспрестанно.

Новая игровая сторона — серафимы — довольно специфична; помимо оригинального дизайна чужие могут похвастаться весьма неплохой техникой, чем-то напоминающей ее эонские аналоги. Впрочем, напрашивающиеся сразу аналогии с эонами не всегда срабатывают. Тяготеющие к узкоспециализированной технике последователи Пути с недоумением взирают, к примеру, на «Отуум» — тяжелобронированный Т3 осадный танк серафимов, умеющий передвигаться по морскому дну и вооруженный для такого случая торпедами. Введенные для кибран и ОФЗ еще последними патчами к оригинальному СупКому истребители-бомбардировщики и их прямой инопланетный аналог с музыкальным названием «Нота» тоже заставляют людей Принцессы серьёзно задуматься.

Кстати, названия инопланетной техники действительно позабавили: «Таам» (средний танк), «Я-истл» (легкая мобильная ПВО), «Вишала» (Т2 авиатранспорт), «Су-ата» (торпедный аппарат), «Синта» (стратегический бомбардировщик) и прочий гавайско-турецкий языковой колорит… Все-таки с инопланетянами воюем, не хухры-мухры!

В остальном все стандартно, даже чересчур! Все-таки для чужих можно было бы и что пооригинальней придумать… Тем более, что их парк юнитов примерно соответствует стандартному раскладу любой стороны в оригинальном СупКоме, тогда как расам-«старичкам» выдали по нескольку действительно оригинальных единиц, серьёзно влияющих на тактический рисунок игры. Возможно, именно поэтому особой популярностью на просторах сетевых сражений серафимы пока не пользуются. Их техника капитальна, но тактическая гибкость все же несколько ниже, чем у прочих сторон (хотя, скорее, никому просто не интересно быть злобным инопланетянином, про которых и известно-то с гулькин нос). Отметить хочется разве что сверхъюниты пришельцев. На первое идет вполне стандартный Огромный Робот, выпускающий, впрочем, после отхода в мир иной шаровую молнию, некоторое время повреждающую все, что находится поблизости, на второе — опаснейший воздушный юнит игры, «Ахвасса» (чудовищных размеров стратегический бомбардировщик, способный снести полбазы одной бомбой), и наконец, «заместо компота» — экспериментальная ракетная шахта, ядерный удар из которой способен преодолевать системы ПРО.

Ядерное оружие, кстати, стало значительно эффективней, а заряжение установки ПРО — теперь долгий и муторный процесс. Помните, как в оригинале игрок с сильной экономикой мог, получив сообщение о замеченном стратегическом пуске, собрать и зарядить противоракетную установку, пока ракета летит к нему? Забудьте. Теперь этот номер не пройдет, и защитой нужно озаботиться заранее, особенно учитывая, что разрушительная мощь атомного удара сильно возросла.

* * *

Впрочем, не серафимами едиными… Основное достоинство Forged Alliance, на мой взгляд, это принципиальное улучшение динамичности и баланса. Так, к примеру, полностью переработан баланс воздуха. Летающие юниты сильно прибавили в здоровье и эффективности. Заметно возросла роль истребителей — в общем-то они и раньше многое решали, но теперь пытаться остановить ту же «Ахвассу» (52 тысячи жизни) или «Царя» (такого бестолкового в оригинальной игре… — сейчас один из мощнейших юнитов, 42 тысячи жизни) без истребителей, силами только наземной ПВО — заведомое самоубийство. Ряд новых интересных классов, как-то: истребитель-штурмовик (Т3, у эонов), легкий штурмовик (Т1, у кибран), тяжелый транспорт (Т3, у ОФЗ) значительно разнообразят войну в воздухе и на земле.

То же можно сказать о новых наземных единицах. Как вам, к примеру, «Персиваль» — Т3 бот ОФЗ с девятью тысячами жизни, отличным уроном и умеющий вдобавок преодолевать водные преграды? Или его прямой кибранский аналог — забавный на вид, но грозный в бою бот под названием «Кирпич», также умеющий ходить по дну, но вооруженный для такого случая торпедами и противоторпедной системой (!).

Стоит особо отметить Т3-турели ОФЗ, значительно повышающие и без того отличную обороноспособность федералов, а также доставшиеся ОФЗ и кибранам инженерные станции — небольшие постройки, автоматически поддерживающие силовые поля и ремонтирующие все в своей зоне действия, что значительно упрощает жизнь игрокам, сидящим в обороне (в особенности под артиллерийским обстрелом).

Т3 боты-снайперы эонов и серафимов на таком фоне смотрятся не очень, хотя для работы по тяжелобронированным целям подходят очень неплохо.

На море тоже все стало куда интересней, противолодочные корабли Т2 наконец-то покончили с бесконечным спамом подлодок Т1, а кибранский торпедный аппарат Т3 надежно блокирует морские границы свободолюбивых киборгов.

Ну и, само собой, не обошлось без новых сверхъюнитов. Так, у кибран в арсенале появился «Мегалит» — огромный мегабот, чем-то по характеристикам и стилю боя напоминающий смесь «Короля обезьян» с «Толстяком». Командующие ОФЗ получили в свое распоряжение боевой спутник, который висит над указанным районом и безнаказанно расстреливает указанную цель (избавиться от надоедливой сволочи можно, только уничтожив центр управления, находящийся где-то на вражеской базе). А большим оригиналам из Эон Иллюминат добавили генератор ресурсов «Идеал» — безумно дорогую постройку, предоставляющую командующему «просветленных» столько металла и энергии, сколько ему потребуется. Еще последователи Пути получили замечательную скорострельную стратегическую артустановку, работающую по площадям. По эффективности — все же не «Мавр», но если эону удастся построить эту штуку раньше, о «Мавре», равно как и обо всем прочем, можете забыть.

* * *

Новый интерфейс вызывает поначалу очень неоднозначные эмоции, но стоит привыкнуть, и никаких проблем с ним не возникает, а во многом он кажется даже куда удобней старого. Хотя, к примеру, почему подробные панели свободных рабочих и заводов не заменяют общую сводку, а выплывают дополнительной таблицей, здорово закрывая людям, играющим на низких разрешениях, обзор поля боя — это мне до сих пор не совсем ясно…

На максимальных настройках картинка стала заметно красивее, но это очень… слишком болезненно ударило по производительности. Имея рекомендуемую конфигурацию, в оригинальный СупКом я мог спокойно играть на максимальных настройках, в FA я на такое не решаюсь… По крайней мере, не в Интернете — несколько тысяч юнитов все же выбивают мой комп из колеи, а лаггером прослыть никому не хочется.

Музыка, как и раньше, весьма условна. Не Джереми Соул, не Total Annihilation… Но отключить желания не возникает — и то слава Богу.

Локализация и озвучка от «Буки», как по мне, несколько халтурны. Не понимаю, зачем актер делает, к примеру, из Брэкмена маньяка, и как объяснить то, что они с Достей сделали…

Опять же, когда в кратких описаниях свойств юнита огромные размеры и умение давить вражескую технику обозначены как «Массового характера»… Ну неужели так трудно разобраться, что слово Massive здесь обозначает несколько другое?

* * *

Отличное дополнение к превосходной стратегии.

Любителям масштабных онлайн-баталий очень советую. Опять же — сами понимаете, покупатели пираток получат только более чем средненькую сингловую стратежку. Зато те, кто не пожадничает и выложит восемьдесят гривен за возможность игры на GPGnet…

В конце концов, уж где-где, а в Киеве легко можно найти магазины, не торгующие пиратскими дисками… Я вот, к примеру, на Площади Победы в «Украине» брал…

Блин, делаю ж людям бесплатную рекламу!

P.S. Кстати, чуть не забыл. Forged Alliance официально — stand only, но если у вас нет зарегистрированного на GPG оригинального Supreme Commander, из четырех рас вам будет доступна только одна — да-да, серафимы…

Не водитесь, разработчики, с Relic — они вас плохому научат!

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *