Веб-раскраска: на что горазды CMS?

 | 15.04

"Телеком. Коммуникации и сети" № 7-8, с. 61

Разработчики программного обеспечения стараются вовремя реагировать на запросы и потребности пользователя, формируемые кругом поставленных им задач. Так происходит практически по всем направлениям разработок программных продуктов. Не исключение и ПО для эффективной работы с веб-платформой, наличие которой в наше время имеет действительно большое значение для бизнеса. Что предлагают нам создатели софта, работающие на этом поприще? В первую очередь системы управления контентом (сайтом) Content Management System (или CMS) как наиболее удобное и надежное средство для запуска собственного веб-ресурса, усовершенствования уже имеющегося или создания и поддержки внутрикорпоративной системы документооборота. В целом CMS представляет собой программный комплекс, позволяющий самостоятельно, без привлечения разработчиков сайта, публиковать на сайте различного рода информацию (либо изменять уже размещенную).

Универсальный инструмент

Стоит отметить, что острая необходимость в CMS в последнее время стала заметно возрастать. Причем, как показывает практика, рост популярности таких решений прямо  пропорционален увеличению объема информации, хранящейся и используемой в онлайновом режиме.К тому же стандартные технологии разработки и поддержки ресурсов в Сети просто-напросто перестали успевать за быстро меняющимися условиями бизнеса.

Ввод данных на сайт требует знаний как минимум языков программирования, а различные автоматизированные технологии контентного обогащения веб-ресурса (например, гостевые книги, новостные ленты, блоги, форумы и т. п.), создаваемые отдельно разными людьми в разное время, далеко не всегда удовлетворяют требованиям безопасности. Посему потребность в унификации программных решений, а заодно и разделении дизайна и содержимого ресурса на две независимые составляющие — вполне логичное желание пользователя получить качественный универсальный программный продукт для создания онлайновой части своего бизнеса и управления ею.

Не стоит забывать и о том, что использование систем управления позволяет снизить затраты на администрирование и поддержку сайта, ведь обновление информации производится самостоятельно, и необходимости оплачивать труд собственного или внешнего веб-мастера нет. Кроме того, растет оперативность, в частности за счет снижения времени на поиски документов и ошибок в них.

Словесный портрет

Одной из главных особенностей систем управления контентом веб-сайта является разделение дизайна

и информационной составляющей сайтов. При этом дизайн, как правило, «зашивается» в шаблоны и изменяется значительно реже, чем контент, для ввода которого не требуется специализированных знаний. Все дальнейшие модификации будут обходиться куда дешевле: так как CMS позволяет разделить данные и их представление, изменить внешний вид веб-ресурса становится куда проще, чем в случае со статическим сайтом.

Еще один очевидный козырь CMS состоит в том, что от пользователей такой системы не требуется специальных знаний технологий, отличающихся от обычно используемых в офисных процессах. При этом не следует считать, что такая система не подразумевает обучение персонала, но в данном случае такое обучение касается лишь порядка работы в системе, а не осваивания новых технологий.

С другой стороны, для каждой конкретной организации, нуждающейся в системе управления сайтом или контентом, внедрение уже готовой универсальной CMS не лишает необходимости доработать те или иные ее модули в зависимости от особенностей и специфики работы заказчика, другими словами, «подогнать»  CMS под необходимые задачи.

Если говорить о самой структуре, то большинство решений по управлению веб-контентом можно разделить на back-office, то есть такую инфра-структурную систему, которая обеспечивает функциональность и хранение информации, и front-office — интерфейс с пользователем. В большинстве современных CMS back-office базируется на той или иной СУБД, может включать серверы приложений и портальное решение, а front-office имеет веб-интерфейс и допускает использование стандартных офисных пакетов редактирования документов (текстовые редакторы, электронные таблицы, средства создания презентаций, почтовые клиенты и т. д.). При этом вся функциональность, сложность разработки и администрирования сосредоточены в back-office, а пользовательские свойства — во front-office.

Под чутким руководством

В системе, организованной посредством CMS, как правило, присутствует два хранилища. В первом (обычно это современная реляционная СУБД) содержатся «внешние»  данные — вся информация, которая публикуется на сайте. Во втором (обычно файловая система) хранятся элементы представления — шаблоны, графические изображения и т. д.

Помимо внешнего представления сайта, каким его видят все пользователи, есть еще как минимум два специализированных рабочих места. Первое — для разработчиков. С его помощью они задают структуру сайта и контента, определяют внешний вид ресурса, его концептуальный дизайн и настраивают шаблоны представления информации. Этот инструментарий обычно не полностью автоматизирован. Для настройки сайта разработчики частично используют средства CMS, а часть информации размещается напрямую. Здесь сказываются индивидуальные особенности конкретной организации, ведь подобрать готовую идеально подходящую для нее или, скажем, полностью унифицированную систему управления сайтом, как уже оговаривалось выше, довольно сложно (если только она не создавалась с нуля под конкретные задачи и дизайн). Второе рабочее место — для владельцев. Оно позволяет сотрудникам самостоятельно размещать информацию на сайте (без участия разработчиков), что является одним из наиболее важных аспектов. Менеджеры компании-заказчика работают только через специализированное рабочее место — удобный и довольно простой в освоении и работе веб-интерфейс.

Модный инструментарий

По-видимому, использование современных CMS — не просто дань моде, а единственно верный путь к решению проблем выхода в онлайн. К тому же применение некоторых CMS позволяет организовать надежную и безопасную корпоративную систему управления данными (КСУД), «привязав» ее к внешнему веб-сайту или порталу. Это позволяет не только сэкономить средства, но и значительно упростить внутрикорпоративную работу.

К достоинствам CMS стоит отнести также оперативное обновление информации (данные публикует со-трудник без посредников) и предоставление работникам дополнительных сервисов, требующих интерактивного взаимодействия с пользователем, по умолчанию реализованных в ряде систем (например, поиск, форумы, блоги, голосования, интернет-магазины, модули статистики, рекламы и пр.).

Сама же разработка также не займет много времени, ведь наиболее востребованная функциональность уже реализована в стандартных CMS. То есть при разработке полностью или частично используются модули, которые уже прошли неоднократное тестирование, а, следовательно, надежны.

Но если с актуальностью применения CMS как средства поддержки сайта все ясно, то остаются открытыми другие вопросы — какую систему выбрать и во сколько это обойдется? В следующих статьях на данную тему мы коснемся этих проблем и детальнее ознакомимся с наиболее интересными как платными, так и свободно распространяемыми системами.

Алексей Шелухин

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *