Выследить автоугонщика — с помощью мобилки

 | 14.10

Все закрутилось в курилке автосервиса

Информация, услышанная во время стихийной «конференции экспертов», убеждала, что крепкие замки и капканы со времен Юры Деточкина отнюдь не потеряли своей значимости. Даже при поголовной компьютеризации и мобилАзации всей страны. При этом статистику по эффективности антиугонных средств никто в здравом уме и твердой памяти не озвучивает. Ни владельцы авто, ни производители антиугонок, ни пресс-служба МВД, ни страховщики. Выбор методов и средств антиугона расширился многократно, но и красть машины меньше не стали.

По официальной статистике за 2006 год в Украине зафиксировано 8203 автоугона. Раскрыто — 4517, или 55% от общего числа

Полученная на «конференции» изрядная порция адреналина подхлестнула к поиску ответа на классический вопрос «Что делать?». Что делать, что делать?.. Серфинг по Интернету и форумам убедил: препятствовать, информировать, реагировать, отслеживать, компенсировать.

Итак, препятствование. Потребуется бокс в гаражном кооперативе или же пригретое местечко на охраняемой автостоянке с регулярным наблюдением — для ограничения доступа к авто. Сам автомобиль фаршируется охранными системами — механическими, электрическими и/или электронными прибамбасами — для блокировки доступа внутрь салона, под капот, в багажник, отключения систем и агрегатов. Цель — максимальное усложнение и затягивание по времени процесса приведения автомобиля в удобное для угона состояние. Считается, что если угнать машину не получается в течение 15 минут, злодей с вероятностью 99% идет угонять другую. Впрочем, чтобы утащить машину эвакуатором, хватает и трех минут. Возможные сценарии угона автомобиля и советы, как сохранить а/м, лежат на сайте Угон.kiev.ua.

 «Компания Duck Image встроила USB-накопитель в защитную систему от угона велосипеда, которая представляет собой металлический трос с замком. Система защиты водо- и пыленепроницаема, а стальной трос нельзя перекусить бытовыми инструментами (если те из юго-восточно-азиатской стали — тогда конечно! 🙂 — Прим. авт.). Встроенный запорный механизм на основе цифрового шифра избавляет от надобности постоянно носить с собой ключ. В раскрытом состоянии продукт Duck Image превращается в стандартный накопитель USB с объемом памяти в 512 Мб (остается заполнить его доверху конфиденциальной информацией, пристегнуть к велосипеду и забыть на велопаркинге; щас! — прим. авт.) Источник — www.kompiki.ru, август 2006 года».

Если меры препятствования не останавливают задуманное злодейство, следующим этапом является информирование хозяина машины о покушении на его собственность.

Простейшей сигнализацией ближнего действия, работающей по акустическому каналу, является Серко :). Прочие завывающие системы (пищалки, звенелки, вопилки), срабатывающие от всевозможных датчиков, обычно объединяются со световой сигнализацией. Бортовая светомузыка позволяет быстро идентифицировать с балкона надцатиэтажки или сторожевой вышки автостоянки подвергшийся абордажу автомобиль.

Удешевление тарифов операторами сотовой связи сделало очень привлекательным применение радиоканала. Все чаще к охранным системам подвешиваются мобильники или GSM-модули. Про любое недоброе событие внутри авто (иногда и снаружи) владелец теперь получает информацию на мобильник. Кроме того, хозяин сам может допрашивать охранно-сигнализационную систему своей машины без шума и пыли, например, посредством SMS`ок. И даже дистанционно ею управлять. Теория использования GSM-технологий в деле классовой борьбы с «автоугонизмом» раскрывается на информационно-аналитическом портале о безопасности Best of Security (http://bos.dn.ua/view_article.php?id_article=168).

Если же есть желание от теории перейти сразу к практике с паяльником в руках, не помешает ознакомиться с вариантами «охранных устройств с оповещением по каналу сотовой связи» по адресу http://gsm-storozh.narod.ru. Тут приводятся схемы и описания сразу трех поколений девайса. Что особо ценно для понимания логики и динамики их развития.

КРИМІНАЛЬНИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ, Стаття 289.

Під незаконним заволодінням транспортним засобом… слід розуміти вчинене умисно, з будь-якою метою протиправне вилучення будь-яким способом транспортного засобу у власника чи користувача всупереч їх волі

Как только становится известно, что в авто лезет Чужой, начинается соревнование «кто раньше»: или хозяин (охранник, наряд милиции) доберется до машины и прекратит безобразия, или злодей успеет свершить свое темное дело. Чья будет победа — зависит от сложности системы антиугона, квалификации угонщика, быстроты и правильности реагирования хозяина. Узнав о покушении на машину, автовладелец прежде всего обязан позвонить в милицию (02, 102 или 112) (На сайте Департамента ГАИ МВД Украины можно найти прямые номера «телефонов доверия» областных подразделений.) Среди автолюбителей Терминаторы попадаются нечасто, потому задержание преступника все же правильнее доверить специалистам из МВД. Про второй обязательный звонок — дальше по тексту.

Если машина все же угнана, то сразу после звонка она ставится милицией на перехват. Результат сильно зависит от времени, прошедшего от момента угона до звонка в ГАИ. Чем меньше это время, тем больше шанс вернуть жестяного коня.

  Кроме перехвата есть у ГАИ и охранных структур другой, более эффективный способ охоты: отслеживание.

…Шел июнь 2006 года. «Тойоту Ленд Крузер» похитили около двух часов ночи. Потерпевший немедленно сообщил об этом диспетчеру системы охраны. Еще через минуту о происшествии знал дежурный территориального подразделения ГАИ. Маршрут угнанной машины отслеживался с помощью спутниковой системы охраны. Той же системой дистанционно был выключен двигатель, после чего угонщики бросили автомобиль до прибытия милиции. На возвращение автомобиля владельцу и оформление документов ушел один час. (По материалам Пресс-службы ДГАИ МВД Украины, подробнее на сайте http://sai.gov.ua/pages.shtml?id=143).

Описание использованной тогда системы защиты размещено на официальном сайте компании Benish GPS Ukraine (http://gps.ua), а чтобы не было упреков в навязывании рекламы — вот еще две ссылки: http://www.avangard-gps.ru и http://lbi.liga.net/pressroom/releases/PP070008.html.

Итак, для победы над угонщиками понадобились мобильный телефон да «некий черный ящик» с приемником американской NAVSTARовской системы глобальной спутниковой навигации (GPS) и функциями управления бортовой электропаутины автомобиля.

Лихие парни не читали научно-популярных журналов и не дружили с Интернетом. Если б было иначе, то знали, что американская система GPS в мирном варианте применения привязана к частоте 1575.42 МГц и позволяет определять местоположение GPS-приемника на открытой местности с точностью до 15 м. (Вторая частота (1227.6 МГц) используется только военными, соответственно, не доступна для юзанья простым обывателям.)

[Теория и практика GPS и ГЛОНАСС, например, на http://www.gps-club.ru]

Конечно, американскую NAVSTAR-GPS можно уже заменить российской (с советскими корнями) ГЛОНАСС (www.rg.ru/2007/01/26/glonass.html). О частотах ГЛОНАСС информация лежит на http://www.gps-club.ru/gps_think/detail.php?ID=1994.

(Теоретически, существует способ подавить сигнал GPS-приемника. И автор его даже описал в статье, но редакция решила не облегчать жизнь угонщикам и изъяла его из текста).

Празднуем победу угонщика над автовладельцем? Рано. Спутниковые противоугонные системы не так просты, как кажется. И на любого хитрого угонщика заготовлен не один… подарочек. Тс-ссс. Секрет.

 

Что еще есть у автохозяина в запасе?

Грубо местоположение мобильной трубки можно определить за счет аппаратуры мобильной связи (по привязке к секторам базовых станций (БС)). Чем гуще и плотнее сеть БС, тем точнее определяется район пребывания телефона. Что и подтверждается внедрением Киевстаром (www.kyivstar.net, www.djuice.com.ua) услуг «Мобільна карта» и «Маячок», позволяющих найти район пребывания мобильного телефона (как своего, так и запрашиваемого) с наложением его на векторную карту Украины или схему населенного пункта. Правда, обязательно требуется SMS-подтверждение от «жертвы» в ручном режиме, разрешающее «охотнику» «шпионаж», а продолжительная непрерывная слежка за носителем телефона на предмет выхода из заданного сектора пока (на момент написания этих строк) доступна только через web- (или wap-) интерфейс.

Понять логику «Киевстара», ограничивающего полномочия «шпиона» на «шпионскую деятельность» можно. Все-таки у нас в стране демократия. В отличие от стран ЕС, где, согласно директиве Евросоюза №2006/24/ЕС «О сохранении данных», телефонные компании обязаны хранить не менее полугода все записи всех телефонных разговоров, всех SMS, а также местоположение звонившего начиная с 15 сентября 2007 года. Впрочем, Украина самостоятельно оборудование для сотовой связи не производит (L), а значит, импортное оборудование на территории Украины условия директивы №2006/24/ЕС технически поддерживает.

Ну и что? А то, что доработанная киевстаровская услуга «Маячок» в варианте противоугона уже сейчас позволяет ставить на контроль сотовый телефон (GSM-модуль), преднамеренно «забытый» в авто. С периодичной (только уже не в ручном, а в автоматическом режиме) проверкой его пребывания в первично «запеленгованном» секторе.

Конечно, точность выявления таким способом местоположения автомобиля на порядки хуже, чем с помощью GPS. Но, во-первых, положение машины до угона известно владельцу априори. Во-вторых, после угона машина не стоит на месте (в киевской пробке :)). А скорей всего, не выделяясь из общего транспортного потока, проходит один-полтора километра в минуту (60–90 км/ч). При сегодняшнем количестве БС в условиях столицы или областного центра это минимум по одному сектору базовой в минуту, которые, передавая мобилу по эстафете, способны «запятнать» маршрут угнанной машины по схеме города. Что и нужно ГАИ для организации погони и перехвата.

Можно ли точнее узнать путь угонщика?

Допустим, что, зная длину радиоволны и замерив время задержки отклика мобильного телефона на запрос базовой станции (БС), можно высчитать (пусть приблизительно!) расстояние от антенны БС до мобилки. Ну не верю я, что принцип работы радиодальномера американского истребителя F~86 «Сейбр» остается сверхсекретным со времен корейской войны (1950–53 гг) 🙂

Теперь предположим, что ближайшая БС «подхватывает» мобилу. Уровень сигнала — X dB. Соседние БС любимого оператора, если они есть рядом, мобила может «увидеть» с уровнями сигнала, например, Y dB и Z dB. (Еще вариант — когда «черный ящик» автосигнализации снимает уровни сигналов от нескольких БС разных операторов сотовой связи.)

Вопрос. Можно ли (и с какой точностью) определить местоположение мобильного телефона, зная точное взаимное расположение БС, зная величины уровней сигналов от них в искомой точке, зная «радиодальномерное» расстояние до ближайшей БС? По данным с трех БС — приблизительно. По информации с двух базовых — весьма приблизительно. С учетом всех погрешностей и допусков при измерениях.

Однако этой информации будет достаточно, чтобы сформировать векторную виртуальную карту размещения зарегистрированных в сети оператора мобилок (с привязкой к базовым станциям и заметным ориентирам на выбранном участке местности) и фиксировать их перемещение. В том числе и телефона, лежащего внутри похищенного автомобиля.

В случае дистанционного глушения охранной мобилки на виртуальной карте формируется «тень радиомолчания», т.к. та же глушилка будет тушить сигналы от мобилок в попутных и встречных машинах. (Кстати, не только «своего» оператора, а всех подряд!) А этого уже достаточно, чтобы организовать целенаправленный поиск и преследование угоняемого автомобиля.

Если угнанный автомобиль сразу не нашли, остается надежда, что он найдется позже. В любом случае владельцу об его угоне (одновременно с ГАИ) следует известить свою страховую фирму. (Номер телефона страховщика желательно заблаговременно впечатать в мобилку.) Если (опять если!) в договоре страхования угон предусмотрен как страховой случай, можно рассчитывать на компенсацию ущерба.

Тонкости взаимоотношений между страховщиком и страхователем юридически регулируются законодательством Украины и договором между сторонами.

Законы Украины «Про страхування» и «Про обов’язкове страхування цивільно-правової відповідальності власників наземних транспортних засобів» желательно почитать заранее, а не сразу после происшествия. Тексты доступны на http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi

Важно понимать, что угон, с точки зрения страховой фирмы, — неприятное событие, влекущее за собой дополнительные хлопоты с клиентом и выплату денежной компенсации ущерба автовладельцу, т.е. сокращение собственной прибыли. В свою очередь, автовладелец предполагает получить денежную компенсацию на оговоренных договором условиях в случае свершения события, повлекшего за собой ущерб. Как правило, для получения страховой выплаты он вынужден вполне по-бюрократски доказать страховщику: факт свершения оговоренного договором события, размер ущерба, факт выполнения со своей стороны всех условий договора.

Договор страхования между страховщиком и страхователем почти всегда — стандартный вариант страховщика. Иногда включает нестандартные вкрапления в разделе «и другие условия договора». Заготовка договора пишется страховщиком, его кровью и потом, по реальным фактам и событиям. И автовладелец до подписания договора просто обязан тщательно изучить все его условия. И исходя из здравого смысла обдумать их справедливость, реалистичность выполнения и выгоду именно для него самого. А варианты условий и формулировок в договорах бывают разные…

 Вместо заключения

«Укртелеком» (нарешті!) запустил под брендом Utel коммерческую сеть поколения 3G, построенную на технологии WCDMA. Внутриукраинский роуминг Utel’у обеспечил Beeline, имеющий подходящую технику и покрытие, но не имеющий (пока) 3G-лицензии. Клиентам стали доступны видеозвонки и потоковое видео.

Несложно предположить, что не сегодня-завтра автолюбителю начнут навязывать мини/микро-видеокамеру с WCDMA-модулем и автономным питанием для скрытой съемки морды лица жулика и процесса угона его бесценного автомобиля. А послезавтра «самые крутые, прикольные, улетные и гламурные» видеоролики мы увидим на сайтах ГАИ и в телевизионном полицейском дайджесте «Сам себе репортер». А еще, поддавшись рекламе, будем закачивать ролики на мобилки, чтоб запрограммировать их на отсылку «реалтайм-видео» приятелям-автолюбителям. Под видом трансляции из салона его благоверной. По приколу. В два часа ночи.

Такой вот технический прогресс форева.

P.S. Предложенный материал является персональным и субъективным видением темы. Можно представить, сколько найдется специалистов, готовых все раскритиковать и разнести в пух и прах. Площадку для трепки готовлю на http://blog.meta.ua/~Kaban_Pjatak.

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *