Вступительная кампания 2015 с точки зрения высоких технологий и приемных комиссий

 | 18.11

В ИД «Софтпресс», если кто не знает, есть проект — hi-Tech у школі. Но мы возьмем немного выше и поговорим о том, с чем пришлось столкнуться вчерашним школьникам.

Я буду говорить откровенно и со своей колокольни — работе в приемной комиссии ХНУРЭ (позволю себе сообщить). Однозначно могу сказать — в этом году хуже не стало, но и не сильно стало лучше.

DSCN6092

Харьковский национальный университет радиоэлектроники, август 2015.

В новьё стали два сюрприза от Министерства Образования — припоздавший госзаказ и смена условий приема в последние дни этого самого приема. Но об этом потом.

Единая государственная база по вопросам образования.

Явно стало лучше, несмотря на все проблемы с временно перемещенными. База перестала так сильно лагать и на это есть несколько причин:

1. Демографическая. В 1997-1998 годах был спад рождаемости и эти ребята сейчас поступают. Плюс не совсем удачная сдача тестов.

2. Оптимизация. С каждым годом пропускная способность ресурсов Инфоресурса увеличивается, появилось кеширование отдельных таблиц базы.

3. Опыт операторов базы. Теперь многие администраторы и операторы здраво сокращают нагрузку на базу, хотя иногда спасает кеширование. Кроме всего прочего модернизируются собственные информационные системы ВУЗов, что тоже сокращает нагрузку.

4. Сокращение количества ВУЗов. В прошлом году было много ВУЗов, ЧВУЗов, и ПТУЗов (бывшие техникумы), сейчас же — их меньше и соответственно ресурсная нагрузка сократилась.

Многие могли посетовать на длительность обработки обращений операторами ГП «Инфоресурс», но даже в этом вопросе ощутимый позитивный скачок.

База действительно иногда продолжает лагать, но это перестало быть глобальной проблемой. Модули наконец-то заработали как модули. Раньше во время приемных комиссий было невозможно работать с данными персонала или выдачей дипломов. Сейчас же, в разгар приема оригиналов, за моей спиной коллеги успешно занимаются оформлением дипломов, учебных планов на следующий год и т.д.

Не могу не бросить камень в огород по поводу работоспособности AJAX- и DOM-решений от Microsoft (на движке ASP.NET). Эта беда заставляет страдать как абитуриентов, когда форма теряет данные после неуспешного соединения с сервером. Так и операторов, когда из-за зависания страницы приходится перезагружать её, и данные формы аналогично теряются.

Абитуриенты

DSCN6095

Все ушли в онлайн.

База абитуриентов в этом году хоть и не блистала численностью, но блистала жаждой к новым решениям. Так почти половина всех абитуриентов подала заявления в электронной форме. Хотя, судя по жалобам абитуриентов, сохранились некоторые старые баги, вроде невозможности подачи электронных заявлений после подачи первого заявления в бумажной форме.

Сложностью и по мнению приемных комиссий поначалу оказались безволновой конкурсный процесс и национальная нумерация приоритетов.

Если раньше каждый абитуриент подавал на три направления в каждый из 5 ВУЗов на три внутренних приоритета, то теперь эти приоритеты делятся по всей стране, и стало их естественно 15. В итоге процедура конкурса полностью передана на долю единой базы и приемным комиссиям стало значительно легче, а возможности махинаций с конкурсом в ВУЗах стали исключены.

DSCN6097

Во время приема документов всех абитуриентов фотографируют сразу в цифровую форму. Да, от обычных фотографий не отказались, но это формальности для архива, медпункта или поликлинники, деканата (зачетная книжка) и других подразделений. Для базы библиотеки, студенческого билета и базы ЕДБО сделан фотокомплекс. Для автоматизации сделали удобный агрегатор на HTML5 и Canvas.

Дипломы

Поначалу идея получения дипломов с цифровыми подписями зашла под большое сомнение, т.к. у МОН не было своего авторизованного центра выдачи электронных цифровых подписей. В итоге стало известно, что будут подходить ключи МиндоходовФискальной службы и многие выдохнули. Но настройка и тестирование подобных решений заняла слишком много времени. Некоторые техникумы смогли получить и настроить ключи к концу приема документов на сокращенные сроки обучения, чем доставили очень много неприятностей своим выпускникам.

Честно говоря, я скажу как работавший с процессом настройки, в реализации не хватало только инструкций, которые в некоторых случаях я писал сам.

Проблемы с Java (особенно с отказом от старого формата плагинов в Chrome, Firefox и Opera), странности с именованием ключей, привязка ключа к файловой системе хорошо поковыряли мозги техническим администраторам базы. Причем даже тем, кто ранее работал с ИИТ ЦСК-1 Користувач.

Второй проблемой стала неготовность типографий. Нет, не с прямой их обязанностью, а с техническими вопросами обработки файлов, зашифрованных ЭЦП. Методика оказалась настолько сложной, что мне пришлось делать формировщик групп пакетов для заказа дипломов.

И эти проблемы затянули подачу документов не только «ускоренникам», но и абитуриентам поступавшим на ОКР Магистр и Специалист.

Министерство

По общему впечатлению деятельность министерства вроде и есть, но живет оно не по канонам, по которым долго жили и не тужили. В этом году министерство сначала долго не могло определится с госзаказом, а потом, сделало 4 пустых дня в приемной комиссии для большинства абитуриентов 1 нормативного курса.

Изначально последней секундой приема документов на 1 курс бакалавра было 17:59:59 31 июля 2015 года, но в последний момент сроки продлили на двое суток, а генерацию списков рекомендованных перенесли аж на 6 августа.

DSCN6091

1 августа зал приема документов выглядел так.

Сегодня днем работа базы была парализована из-за генерации этих списков, и работу с оригиналами команде операторов приходится делать сейчас.

В целом на данный момент, я могу сказать, что эта приемная комиссия по проблемам является одной из простейших за последние 5 лет. Но продолжение следует, впереди контракт.

4 thoughts on “Вступительная кампания 2015 с точки зрения высоких технологий и приемных комиссий”

  1. ============
    Во время приема документов всех абитуриентов фотографируют сразу в цифровую форму.
    ============
    Хм…Что-то не видел и не слышал о подобном у себя в КПИ — видимо, это инициатива ХНУРЭ? Тогда стоит это подчеркнуть

    да и комнаты для приема документов у вас побольше будут. у нас обычно отборочные комиссии располагаются в маленьких аудиториях, предназначенных для практических занятий

    относительно безволновости и приоритетов коллеги, отсиживающие лето в отборочной комиссии, отзываются позитивно — мол, теперь все вопросы уже не к ним, а к министерству
    ответственность перекинута 🙂

      1. Смотри. Приемная комиссия у нас единая. На первой фотке — зал для заполнения заявлений, вторая — фотокомплекс и медкомиссия, на третьей фотке угол одной из 5 (а не трех, ибо я забыл про ускоренников и заочников) аудиторий, где проводится обработка поданных заявлений на уровне оператора. Ну и комната автоматизации, в которой я тружусь и которую нельзя сильно афишировать ибо аудитория под комплексом защиты информации.

        Почему единая приемка? Потому что организация процесса более слаженная и можно организовать управление нагрузкой и очередями. В отличии от случаев, когда на каждом факультете своя приемная комиссия.

        Но это все не касается поступления магистров и специалистов.

        Для них выделена еще одна комната обработки + все деканаты, принимающие 5 курс. Там нет необходимости в балансировке направлений, т.к. штат деканатов соизмерим с набором персонала и читающими кафедрами, которые обслуживают данный деканат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *