«Телеком. Коммуникации и сети», 9/2008, с. 18-19
Украинское представительство Google в лице Дмитрия Шоломко существует уже около года. За это время компания выработала четкую стратегию развития на отечественном интернет-рынке, записав его в число наиболее перспективных в регионе.
Каким образом Google учитывает в своей бизнес-стратегии интересы корпоративных пользователей?
Дмитрий Шоломко: Вообще, все решения Google являются универсальными — они могут использоваться как массовым потребителем, так и корпорациями. Google в этом отношении работает по принципу супермаркета: есть множество товаров, приходят люди, выбирают нужные им продукты, а затем используют их в своих целях.
Конечно же, в первую очередь, компания Google известна как поставщик поисковой системы для массового рынка. Но существует также набор продуктов и сервисов, позволяющих компаниям более эффективно организовывать работу с бизнес-информацией. Так, в портфеле Google имеются корпоративные поисковые механизмы, например обновившийся недавно продукт Custom Search, позволяющий интегрировать поисковые решения Google для организации документооборота в офисе. Или взять, скажем, Google Apps — мой любимый проект в Украине. Это решение предоставляет пользователям возможность применять различные разработки Google (почта, документы, стартовая страница, календарь и т. д.) для своих целей под собственным доменом. То есть мы имеем дело со средством, которое фактически позволяет управлять временем бизнес-пользователя и организовывать работу компании.
Важно также отметить существование наборов API (code.google.com), посредством которых можно интегрировать любой сервис Google (Picasa, Google Maps, YouTube, AdWords и пр.) либо часть его функциональности в корпоративные системы. За счет этого компания может существенно расширить спектр предоставляемых пользователям информационно-коммуникационных услуг.
Кроме того, у нас есть продукты, направленные исключительно на корпоративного пользователя. Интересный пример — Search Appliance — единственное аппаратное решение Google. Оно представляет собой поисковую машину, которая может встраиваться в ИТ-систему предприятия, индексировать документы и производить поиск.
Как вы оцениваете украинский рынок интернет-сервисов с точки зрения его специфики, инвестиционной привлекательности, перспектив?
Д. Ш.: Начнем со специфики.
У Google на этот счет есть интересная теория, которую мы вывели, анализируя показатели по различным рынкам в разное время. Сегодня украинский и российский интернет-рынки часто оценивают как один. Мы же пришли к выводу, что для Google это не совсем так. Российский сегмент — это абсолютно другой рынок со своими, особыми, тенденциями. Он намного больше украинского и уже сейчас является одним из самых крупных в мире. Россию здесь стоит рассматривать вместе с такими большими странами, как Индия, Бразилия, Китай и США.
Украина же развивается по модели, которую мы называем «польской». Многие внутренние показатели, используемые нами для анализа состояний рынков, говорят о том, что Украина — это Польша, но только 3–3,5 года назад. И, если говорить с точки зрения компании, специализирующейся на потребительских сервисах, украинский и польский рынки очень похожи: приблизительно одинаковая численность населения, сравнимая по масштабам территория, немного схожие языки, общая история. И действительно: развитие Google в Украине фактически повторяет свое развитие в Польше. Причем такой вывод можно сделать не только в отношении одной Google, но и всего интернет-рынка в целом. Хорошим подтверждением этому является высокая активность польских компаний в Украине. Большое количество фирм, уже работающих на украинском онлайн-рынке, имеют польские корни (например, rabota.ua, социальная сеть Profeo и пр.), другие — активно сюда выходят.
на сегодняшний день — это Польша,
но только 3–3,5 года назад
Кстати, российский рынок сегодня выполняет очень важную функцию, которую в свое время выполнял рынок США для всего остального мира — она представляет контентную замену: если в отечественном сегменте сети нет ресурса на какую-то определенную тему, то люди в силу схожести языков идут в Рунет. Я думаю, что по большому счету это единственная связь между интернет-рынками Украины и России.
Вообще, украинский рынок потенциально огромный. И его инвестиционная привлекательность в том состоянии, в котором он находится сейчас, очень велика. Так, в прошлом году было осуществлено несколько сделок, весьма значимых для рынка. В последнее полгода, правда, таких сделок не наблюдалось, а инвестиции больше идут в инфраструктуру и улучшение качества предлагаемых сервисов. Здесь хочется сказать большое спасибо мобильным операторам за то, что они обратили внимание на Интернет, а также иностранным инвесторам, которые активно вкладывают средства в broadband-проекты, число которых стремительно растет. Собственно, те же польские компании предпочитают сейчас не приобретать проекты, а развивать их своими силами, выводить собственные торговые марки. В целом по всем направлениям интернет-рынка наблюдается очень динамичное развитие, что, конечно, делает украинский сегмент Сети интересным для всех, кто может быть связан с этим бизнесом.
Если Украина идет по пути Польши, то тогда интересно, к чему же пришел польский интернет-рынок сегодня?
Д. Ш.: Интернет играет огромную роль в жизни поляков. Очень сильно польскому сетевому рынку помогли развиться внедренные несколько лет назад государственные инициативы, когда за счет интернет-услуг позволяли снижать налоги. У нас таких инициатив нет, вот мы и отстаем немного.
Рынок интернет-сервисов Польши на сегодняшний день очень развит. Сегмент онлайн-рекламы, конечно, не такой огромный, как российский, но в любом случае один из самых больших в Восточной Европе.
Ваше видение наиболее успешной формулы сотрудничества между медиа-, интернет-компаниями и мобильными операторами — как с точки зрения пользователей, так и самих участников процесса?
Д. Ш.: Если посмотреть на историю развития сотовой связи в любой стране, можно увидеть, что мобильные операторы начинали с поставки базовых услуг связи, постепенно расширяя свое предложение за счет многочисленных дополнительных сервисов (Push-to-talk, мобильный Интернет, LBS и пр.). С моей точки зрения, основная функция мобильных операторов — предоставление как можно более полного набора платформ, чтобы пользователи могли максимально эффективно и разнообразно использовать различные коммуникационные либо контентные услуги. И мне кажется, что украинские мобильные операторы как раз в эту сторону очень правильно движутся. Действительно, несколько лет назад у них были попытки самостоятельно управлять всем процессом, сейчас же нельзя не отметить, насколько гармоничнее стало их взаимодействие с партнерами. Мне кажется, что украинская мобильная связь будет играть очень важную роль в продвижении услуг наиболее разнообразными способами, в том числе и для таких компаний, как Google.
А какую роль в становлении отечественного интернет-рынка видит для себя Google?
Д. Ш.: Наша миссия — сделать мировую информацию универсально доступной и полезной для каждого человека. Исходя из нее, мы ставим перед собой задачу делать как можно больше хороших продуктов. Этим же мы продолжим заниматься и в дальнейшем.
Интервью провел Владислав Юшка
Web-droid editor