Образование и Интернет вещей — проекты, которые уже работают

 | 07.00

Мы стоим на пороге того момента, когда дальнейшее развитие полноценного цифрового общества становится невозможным без внедрения в образовательный процесс новейших технологий. Мы живем в мире, где ребенку куда важнее научиться ориентироваться в бесконечном количестве новой информации и оперативно ее обрабатывать, чем запоминать тонны давно устаревших таблиц и правил родом из советской педагогики семидесятых годов.

интернет вещей и образование

Сегодня многие учителя жалуются, что дети “разучились учиться”, не способны долго концентрировать внимание на одном процессе и часто отвлекаются от учебы. Но проблема не в детях — да и не в самих учителях, если честно. Проблема в самом столкновении мышления нового типа с мышлением т.н. “докомпьютерной эры”.

Учить ребенка по программе 2000-х сегодня то же самое, что крупной бизнес-корпорации вернуться в эпоху бумажного документооборота и надеяться на повышение прибыли: долго, бессмысленно, дорого. В то же время, использование концепции Интернета вещей привносит в процесс обучения больше интерактивности и многообразия. А также дает актуальные навыки взаимодействия с технологиями, с которыми ребенку предстоит работать по окончанию школы. Говоря современным языком, “Умное” образование – синергия электронного и дистанционного обучения и основополагающий элемент для развития цифрового общества”, — комментирует Сергей Куриленко, директор департамента проектной дистрибуции MTI.

На сегодняшний день лавры самой распространенной IoT-технологии в обучении можно смело отдать интерактивным экранам. Эти технологии, вмонтированные в доски и парты успешно привлекают внимание учеников, избавляют их от необходимости использования десятков бумажных книг и параллельно обучают навыку взаимодействия с тачпадами и распределению внимания на несколько виртуальных окон. Кроме того, за счет перехода от пассивного контента к активному онлайн-образованию, между учителем и студентами появляется двусторонняя связь. Благодаря этому преподаватель непрерывно получает фидбек от каждого ученика – даже если тот не высказывается напрямую.

Не менее важным аспектом применения IoT в обучении является диджитализация организационного процесса. Исследования, проведенные сотрудниками образовательной системы США показали, что около трети школьного времени тратится на непродуктивную организацию занятий, переклички и паузы, предназначенные для смены обучающего материала. Автоматизация этих процедур позволяет существенно снизить потери времени и, соответственно увеличить качество образования. С этой целью школы используют индивидуальные трекеры посещаемости, “умные” доски и персональные облачные журналы учеников.

Также IoT-технологии позволяют учителям оставаться полноценно-включенными в обучающий процесс, в то же время сделав его более щадящим для самих учащихся. Все мы помним, как неприятно бывает получить публичный выговор от учителя. Это вызывает неловкость, сбивает с толку и, конечно же, приводит к репутационным потерям в классе. В то же время, используя персональные устройства учеников в режиме “тихих сообщений” учитель может делать замечания лично провинившемуся, уменьшая, таким образом, общественный резонанс.

интернет вещей и образование

Если говорить о применении IoT в сфере образования, то мы ориентируемся на мировой опыт и на свой опыт взаимодействия с разработчиками в этой области. Здесь могут быть интересны “умные” парты, интерактивные доски и классы, а также приложения, входящие в образовательную IoT-платформу. Мы рассматриваем для себя возможность со временем предлагать подобные решения, но пока от учебных заведений Украины такого запроса нет”, — комментирует вопрос руководитель направления по развитию IoT компании “Киевстар” Константин Андрусенко.

Сейчас крупнейший мобильный оператор Украины сосредоточен на внедрения комплексных IoT-решений, призванных облегчают ежедневную работу бизнеса.

Не менее важна в обучающем процессе и демонстрационная часть. О высокой культурной ценности Собора Парижской Богоматери или Статуи Свободы можно прочитать в учебнике и даже посмотреть фильм. Но ничто так не привлечет внимание учеников, как интерактивные экскурсии, позволяющие самостоятельно управлять процессом “обследования” исторического объекта. И это важно не только для изучения иностранных объектов культурного наследия, но также и для лучшего понимания собственной истории.

Google Maps AR

Что интересно, в Украине уже работают подобные проекты, созданные по заказу Министерства культуры Украины и при поддержке Google Украина. В частности, в этом году был создан сайт “Автентична Україна”,  который представляет собой уникальное виртуальное пространство, содержащее коллекцию аутентичных аудио и визуальных примеров украинской айдентики.  Здесь собрана как информация о нематериальном культурном наследии, включая аудио, видео и фотоматериалы — так и виртуальные туры по уникальным деревянным церквям Карпатского региона Украины из мирового наследия ЮНЕСКО, оперным театрам Украины и музеям под открытым небом.

В процессе работы над нашими проектами мы лишний раз убедились, как мало мы знаем свою родную страну. Благодаря таким онлайн-проектам мы имеем возможность по-новому открыть для себя историю, культуру, природу Украины. Ведь имея под рукой компьютер или смартфон, можно осуществить настоящее виртуальное путешествие по малоизвестным или труднодоступным местам Украины на Картах Google в режиме Street View, совершить экскурсию по музеям или оперным театрам, получить массу полезной информации и узнать интересные факты”, — отмечает гендиректор “Google украина” Дмитрий Шоломко.

На указанном сайте также присутствует образовательная составляющая, интегрированная в контент: в конце каждого раздела есть интерактивные тесты, которые могут быть использованы педагогами во время учебного процесса.

Все это можно с успехом применять в учебном процессе, ведь информация, которая подкрепляется визуальным рядом и доносится с помощью последних технологий, воспринимается намного лучше современным поколением, а элементы интерактивности, возможность во время 3D-экскурсий останавливаться и рассматривать детали, самостоятельно выбирать направление движения, делает процесс еще более увлекательным”, — считает глава украинского подразделения Google.

Массовое внедрение IoT в процессы обучения также будет способствовать объединению большого количества информационных данных, обучающих программ и аналитической BigData в единую систему. Это, в свою очередь, приведет к формированию новой социальной IoT-платформы, ориентированной на получение и обмен знаниями, как академическими, так и узкопрофессиональными”, — Сергей Куриленко, директор департамента проектной дистрибуции MTI.

Сегодня бизнесу требуются максимально креативные, быстрые и гибкие, самостоятельные и расположенные к командной работе с разными технологическими средами сотрудники. При этом на рынке растет популярность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач. Это заставляет бизнес пересмотреть свое отношение к образованию и начать инвестировать в него еще на процессе формирования образовательной базы.

Владимир Табаков
Владимир Табаков
Редакционный директор