Спорт и беззеркалка. Экспериментируем с продвинутой камерой Sony a9

 | 08.00
Беззеркальная камера Sony a9 с объективом Sony FE 70–200 мм F28 GM OSS
Беззеркальная камера Sony a9 с объективом Sony FE 70–200 мм F28 GM OSS

В начале своего развития (2010–2015 годы) беззеркальные камеры не могли составить никакой конкуренции своим «зеркальным» собратьям, когда дело заходило о репортажной и спортивной съемке.

В нашем тесте пять лет назад мы выделяли причины, по которым беззеркалки уступали традиционным DSLR-камерам (зеркальным) на данном поприще.

В то время электронные глазные видоискатели беззеркалок были довольно медленными как в плане частоты обновления изображения, так и в плане задержки вывода картинки.

Когда приходится отслеживать перемещения объекта съемки через объектив с большим фокусным расстоянием, оптический видоискатель DSLR-камер (зеркальных) оказывался намного более подходящим и удобным.

К тому же при серийной съемке беззеркалки имели проблемы с «дерготней» картинки, что еще больше усложняло съемку.

Вдобавок это подкреплялось еще и не такой быстрой системой непрерывного автофокуса, хотя уже на тот момент некоторые модели уже имели гибридные системы с фазовыми датчиками.

Но постепенно производители совершенствовали свои устройства…

Шаг за шагом

Вышедшая в феврале 2016 года модель Sony a6300 (беззеркалка с кропом APS-C, которую можно отнести к системным камерам среднего продвинутого уровня) получила изменения, которые значительно «приблизили ее к спорту».

Беззеркалка Sony Alpha a6300
Беззеркалка Sony Alpha a6300

Она отличилась новой, очень быстрой системой автофокуса. Отдельное внимание уделили видоискателю, добавив режим с повышенной частотой обновления.

Тенденцию продолжила модель Fujifilm X-T2 (июль 2016 года). Эта камера, также с кропом APS-C, была рассчитана на энтузиастов и профессионалов.

Беззеркалка Fujifilm X-T2
Беззеркалка Fujifilm X-T2

X-T2 получила и быстрый автофокус, включающий ряд специальных настроек для следящего фокуса, и малый «лаг» электронного глазного видоискателя, и высокую частоту обновления изображения в этом видоискателе.

Ну а настоящим прорывом можно назвать появление в апреле 2017 года камеры Sony A9.

Sony a9
Sony a9

Это первая в мире профессиональная полнокадровая беззеркальная камера с прицелом на репортажную съемку и спорт.

Собственно, именно Sony A9 и удалось проверить в деле.

В данном материале мы не планировали проводить какой-то анализ качества съемки или глубокий тест Sony a9, а хотели поделится личными впечатлениями и опытом.

К слову, в октябре 2019 года появилась обновленная модель Sony a9 II.

Пробуем Sony a9 в деле

Имея большой опыт использования зеркальной камеры для съемки авто- и мотоспорта, очень интересно было попробовать, на что же способна спортивная беззеркалка.

Тестовым полигоном для Sony a9 оказался этап Трофея FAU по ралли на серийных автомобилях, прошедший на автодроме «Чайка» в конце прошлого месяца.

Sony a9 была укомплектована также очень подходящим, как по диапазону фокусных расстояний, так и по качеству, объективом Sony FE 70–200 мм F2.8 GM OSS.

Sony a9 с объективом Sony FE 70–200 мм F28 GM OSS
Sony a9 с объективом Sony FE 70–200 мм F28 GM OSS

Несмотря на то, что Sony a9 корпус не назовешь маленьким, при работе с таким большим и тяжелым (1,5 кг) объективом все же испытываешь некоторые неудобства. Более крупный корпус, на мой взгляд, был бы удобнее.

На знакомство с камерой у меня было всего пара дней, включая и сам день съемки. Со многими настройками приходилось экспериментировать практически на ходу.

Как и полагается репортажной камере профессионального уровня, в меню обнаружилось очень большое количество параметров, связанных с автофокусом, особенностями его работы и т. д.

Камера довольно уверенно умеет автоматически выбирать объект в кадре для слежения, но обычно я предпочитаю снимать, используя центральную или какую-то другую выбранную часть в кадре для фокуса и сопровождать нужный объект проводкой.

Надо сказать, что движущиеся автомобили — это элементарная задача для системы автофокуса Sony a9. Юркие мотоциклы или радиоуправляемая техника была бы более сложной задачей для этой модели.

Скорость серийной съемки может достигать 20 кадр./с (с автофокусом). Для полнокадровой камеры это просто отличный результат.

Правда, есть нюанс: при съемке в RAW без компрессии максимальная скорость будет ограничена до 12 кадр./с.

Примерно одна секунда, 15 снимков и минус 720 МБ на карте памяти (съемка в формате RAW без сжатия)
Примерно одна секунда, 15 снимков и минус 720 МБ на карте памяти (съемка в формате RAW без сжатия)

Лично мне такие скорости даже избыточны. Уж больно много кадров получается, которые потом надо сортировать, просматривать и т. д.

Мой выбор в тот день — это серийная съемка со скоростью 5 кадр./с. В большинстве ситуаций для автоспорта этого абсолютно достаточно.

Sony a9
Выбор скорости серийной съемки (H, M, L) вынесен на колесико

Нет ли каких-то заметных проблем с гашением или дерганьем экрана при быстрой серийной съемке?

Абсолютно нет. Напротив, камера просто удивила тем, насколько комфортно «вести» объект и с полунажатой кнопкой спуска, и во время самой серийной фотосъемки.

Отзывчивости и скорости обновления экранчика глазного видоискателя достаточно, хотя режим повышенной частоты обновления отключается при серийной съемке (с электронным затвором).

Выбор повышенной частоты обновления экрана глазного видоискателя
Выбор повышенной частоты обновления экрана глазного видоискателя

Но все эти высокие скорости и негаснущий между кадрами экран будут доступны только при использовании электронного затвора.

С механическим ситуация кардинально меняется. Появляются «черные пробелы» картинки на экране между кадрами, и скорость ограничивается до 5 кадр./с.

Механический затвор в Sony a9, можно сказать, противопоказан для спортивной съемки с отслеживанием быстро движущегося объекта.

Выбор типа затвора (электронный, механический или режим автовыбора)
Выбор типа затвора (электронный, механический или режим автовыбора)
Особенности съемки в зависимости от типа используемого затвора
Особенности съемки в зависимости от типа используемого затвора
Зависимость скорости съемки от типа выбранного затвора
Зависимость скорости съемки от типа выбранного затвора

Вопросы механического VS электронного затвора выходят за рамки данного материала, но при выборе электронного будет недоступна съемка со вспышкой и возможно появление таких артефактов на изображении, как бандинг в условиях съемки с искусственным освещением (лампы).

Очень понравилась эффективность работы с «длинными» значениями выдержки при проводке. Это хороший метод, чтоб подчеркнуть динамику сцены.

Заслуга в этом, правда, не камеры, а объектива Sony FE 70–200 мм F2.8 GM OSS. Тут имеется специальный режим стабилизации изображения, предназначенный именно для съемки с проводкой. Функция довольно типичная для объективов такого класса.

Sony FE 70–200 мм F28 GM OSS
Настройки автофокуса (ручной, автоматический), включение системы оптической стабилизации (OSS), выбор режимов работы OSS на объективе Sony FE 70–200 мм F28 GM OSS

Из-за сравнительно компактных размеров и особенностей работы, связанных с постоянной работой светоприемной матрицы и экрана, беззеркальные камеры обычно не впечатляют временем автономной работы.

Что касается Sony a9, то в моих условиях с температурой немногим более 0 °C, периодическим использованием меню и просмотром некоторых снимков удалось сделать порядка 500 кадров.

Это весьма достойно, особенно если учитывать, что камера, побывавшая у меня, была далеко не новой.

При необходимости батарею Sony a9 можно подзарядить и от павербанка (внешний аккумулятор).

Некоторые примеры снимков Sony a9. Кадры получены в формате RAW и проходили некоторую обработку в конверторе Adobe Camera Raw (подрезание, цветокоррекция, градиентная заливка и т. д.)

Беззеркалки наступают

С выходом Sony a9 профессионалы получили беззеркальную камеру, которая в чем-то уступает, в чем-то превосходит, но, в общем составляет достойнейшую конкуренцию репортажным зеркальным камерам топ-класса.

Этой ситуации не было еще несколько лет назад.

Да, по сравнению с DSLR-моделями Canon и Nikon, на различных спортивных мероприятиях беззеркалки встречаются пока не так часто (если говорить о профессиональном сегменте), но баланс будет сдвигаться.

Возможно, что анонсированные, но еще не вышедшие Canon EOS-1D X Mark III и Nikon D6 даже станут последними профессиональными репортажными DSLR.

Что же касается личных впечатлений, то я по-прежнему отдаю преимущества зеркальным камерам для съемки спорта. Хотя не исключаю, что это лишь дело привычки.


Редакция благодарит компанию Sony за предоставленное оборудование


Смотрите также:

Обзор беззеркальной камеры Sony a6400. Внимание на глаза

Обзор компактной камеры Sony RX0 II. Где автофокус?

evo
evo
Инженер тестовой лаборатории