Стереокино: это будет завтра!

 | 18.35

«А про кино я сам читал критику в газете. Значит так: с приходом в кино звука, а позднее и цвета, картины смотреть невозможно.»

Леша Акишин

(Леонид Быков),

х/ф «Добровольцы», 1958 г

Так вот откуда такое увлечение «новым» термином? Впрочем, от того, что «шарики», пасьянсы и другие игрушки назвали «casual games», ничего, по сути, не изменилось. Да, сегмент таких игр стал заметнее на фоне «коллег». Увы, то, что среди равных кто-то стал «равнее других» — это не только признак роста одних, но часто и примета застоя этих «других».

Лет двадцать назад революционный прорыв компьютерной графики — стандарт VGA (как ни смешно это звучит сегодня) — изменил игровой мир. Мои коллеги в те годы оставались на ночь на работе, чтобы пройти очередной этап в Prince of Persia. Причем далеко не только те, кто спустя годы получит гордое имя Hardcore Gamer в классификации ассоциации Casual Games, но и те, кого сегодня назвали бы Casual Gamer. Невиданные ранее возможности и красота, несмотря на смешное сегодня разрешение (640х480) и диагональ монитора (14”), поражали воображение и увлекали новизной.

Сегодня смена поколений процессоров графических карт уже не поражает воображение обычного пользователя. Только геймеры, которые «глубоко в теме», оценивают перемены в детализации картинки. И, «если никакой разницы, то зачем?..»,— не этот ли риторический вопрос «движет» сегодня так быстро развитие казуальных игр?

А ведь в середине 90-х казалось, что до нового прорыва — рукой подать, на выставках из желающих примерить хоть на пару минут видеошлем выстраивались длинные очереди. Хотелось ощутить скачок в третье измерение. Еще чуть-чуть, и.. Но не тут-то было… Какие-то видеоочки и им подобные устройства выпускаются, конечно. Но это скорее чтобы отвлечь пациента в стоматологическом кресле, чем на смену монитору. И если кто-то думает, что мешает успеху видеошлема дороговизна, то спешу развеять сомнения. Достаточно посмотреть на объемы продаж игровых графических под систем… по цене подержанных автомобилей :_) Не-е-ет… причина скрыта в чем-то другом.

Объемному видео «не везет» не в первый раз. Был когда-то в Киеве кинотеатр стереофильма «Орбита». И?.. Кто сможет назвать десяток своих любимых стереофильмов? ну хотя бы пять? Ваш покорный слуга не назовет даже трех (хотя три, наверное, видел в детстве — просто не впечатлили).

Нет, «не сработало» третье измерение в кинематографе. Звук — добавился на ура, цвет — тоже. А стереокино — «не пошло». Хотя технологические сложности введения звука или цвета несоизмеримы с созданием камеры для съемки «двумя глазами». Почему же звук дошел сегодня до невиданно объемных высот, а изображение, которому сам Бог велел стать трехмерным, остается плоским?

Рискну предположить, что «не там искали». И звук, и цвет пришли в кино без дополнительных требований к зрителю. Смена стандарта видеокарт не требовала от пользователя новых навыков или специальных умений. А вот объемное кино — требовало, а шлем с индивидуальной диоптрийной настройкой для каждого глаза плюс настройка межцентрового расстояния — это совсем не то же самое, что новый монитор.

Тем не менее решение задачи объемного в`идения с дополнительным условием — «без замены монитора» — уже есть. Более того, можно даже взглянуть, как оно работает. Советую всем, кто не видел еще, не пропустить — впечатляет. Правда, «в нагрузку» идет слово «персональный». Технология непригодна для кинозала, но для персонального приемника — вполне! И очень может быть, что именно с несложных экспериментов Джонни Ли в стенах Carnegie Mellon University начинается история объемных персональных видеосистем. А ведь Джонни «всего лишь» собрал вместе уже известное!

Кто же не знает, что окружающий нас мир не становится плоским, если отказаться от бинокулярного зрения. Даже закрыв один глаз, мы продолжаем видеть объемно — два изображения, параллельно получаемых мозгом при бинокулярном зрении, можно заменить последовательностью «взглядов» из разных точек — наш мозг справляется с задачей построения «объемного мира» и в такой постановке (также как, например, преобразует череду статических кадров в движение на экране кинозала). Более того, когда хочется что-то рассмотреть, мы непроизвольно наклоняем голову, чтобы «взглянуть на мир под другим углом», то есть эта возможность глубоко заложена в нас.

По всему поэтому допускаю — стереовидео не за горами. Тем более что персональные видеогаджеты уже на пороге, а индустрия ИТ ищет, чем бы полезным занять растущие вычислительные мощности. Братья Люмьер, используя возможность нашего мозга «строить» движение из статических изображений, навсегда связали себя с кинематографом. Умение мозга соединять в объемный мир «взгляды» из разных точек пока нагляднее всего живет в экспериментах Джонни Ли. Станет ли он символом 3D-эпохи?.. или эта награда достанется сегодня никому неизвестным друзьям, которые, возможно, где-то в Индийском технопарке уже работают над стереоТВ?.. или революция опять не состоится, а популярным станет какой-то новый казуал-тетрис? Увы, на такие вопросы окончательные ответы дает только время…

А вы как думаете? Обсуждаем в блоге!..

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *