Унифицированные коммуникации — мечта или угроза

 | 11.13

Один мой друг, юрист по профессии, впервые столкнувшись с возможностью конференц-связи, так описал это событие: «Это потрясающе. Я сижу полусгорбившись перед прямоугольной коробкой с микрофоном, как будто жрец пред идолом. В ушах звучат голоса. Я тоже деловым голосом говорю в микрофон. Меня пробирает смех, я представляю, как президенты и вице-президенты, с которыми я сейчас общаюсь, совершают поклонение этой коробке. Хорошо, что еще не было видео. Иначе пришлось бы изображать серьезное отношение постоянно». У моего товарища в душе бурлило два противоречивых чувства. Первое можно описать фразой из старого доброго мультика о Простоквашино — «Вот до чего в наши дни техника дошла», а второе — тревожное, пока еще не до конца осознанное ощущение технического капкана, со всеми его телефонами, ноутбуками и Интернетом. Теперь осуществить мечту смыться на необитаемый остров (пусть даже на Днепре) и на пару деньков забыть обо всех чудесах информационного мира уже никогда не удастся. Тебя могут достать когда и где угодно.

Реалии сегодняшнего дня

Коммуникации — один из важнейших ежедневных ритуалов «человека зарабатывающего». На сегодняшний день выбор средств связи огромен, но многие из них существуют в изоляции друг от друга, поэтому для каждого из них нужно приобретать и устанавливать собственные устройства доступа и сетевые системы, требующие обслуживания и координирования их работы.

Теоретически данную проблему призваны решить унифицированные (или объединенные, как их называет Microsoft) коммуникации (Unified Communications, UC). Однако, несмотря на то что первое упоминание о них датируется еще далеким 1999 годом, Unified Communications, по мнению аналитиков Gartner, все еще остаются на ранней стадии своего развития.

Положительная динамика развития рынка Unified Communications, которая сейчас наблюдается, в немалой степени подогревается активными маркетинговыми усилиями основных мировых лидеров ИТ-индустрии, которые в один голос утверждают, что за унифицированными коммуникациями — будущее. И следует отметить, что их напористость далеко не безосновательна.

Необходимость во внедрении некой парадигмы, которая позволила бы объединить все имеющиеся в наличии средства связи, во многих компаниях и предприятиях назрела давно. Ведь чтобы связаться с необходимым нам человеком, мы зачастую используем весь набор коммуникационных средств, который к тому же с каждым годом становится все больше и разнообразнее: мобильный и стационарный телефоны, факс, электронная и голосовая почты, службы мгновенных сообщений и т. д. Но обычно этот коммуникационный арсенал не доступен пользователю в полной мере в любой момент времени. Поэтому далеко не всегда наши усилия приводят к желаемым результатам. Ситуация с точностью повторяется, когда кто-то пытается связаться с нами.

На UC-рынке активно работают такие телекоммуникационные и софтверные ИТ-гиганты, как Microsoft, Nortel, Cisco, Avaya, Alcatel-Lucent, IBM, NEC, Siemens и ряд других.

Пока в унифицированных коммуникациях жестких стандартов нет (исключение, пожалуй, составляет SIP — один из протоколов, лежащий в основе VoIP). Поэтому для их обобщенного описания пока ограничиваются перечислением основных признаков UC-систем. Согласно Infonetics Research, это поддержка в универсальном коммуникаторе различных способов связи и видов сообщений (телефония, электронная почта, службы обмена сообщениями, видеоконференц-связь и др.) с функцией контроля присутствия. Основная идея — возможность двум или более людям в любой момент времени установить мультимедийное соединение с первой попытки независимо от типа используемого средства связи или среды взаимодействия.

Одним из простейших примеров применения унифицированных коммуникаций в домашних условиях является возможность отправки SMS с электронного почтового ящика или веб-сайта и наоборот — с мобильного телефона на e-mail. В известном всем ICQ реализована функция контроля присутствия, пусть даже в масштабах отдельно взятой программы.

Угроза реальна?

Несмотря на радужный оптимизм, излучаемый мировыми ИТ-гигантами (а разве могло быть иначе, если вложены миллиарды?), не все спокойно в Датском королевстве. Противники унифицированных коммуникаций могут привести не один пример угроз, заложенных во вседоступности и мультиуниверсальности коммуникативных устройств. Да и то, в каком виде унифицированные коммуникации дойдут до нас, простых пользователей? Пока вопросов больше, нежели ответов.

Угрозы эти ощутимы в основном только людьми работающими. Они полностью лишают их, казалось бы, незыблемого правила — «Рабочий день начинается с момента прихода в офис и заканчивается при уходе». Теряет смысл «железная» отговорка: «Я сейчас не в офисе, перезвоните попозже». Нельзя воспользоваться отсутствием шефа и спокойно сходить на пару часов в парикмахерскую. Даже сидя в кресле стоматолога, приходится решать рабочие вопросы. Личная жизнь людей, которые активно пользуются преимуществами парадигмы Unified Communications, имеет весьма размытые границы.

Но все угрожает перевернуться с ног на голову, когда унифицированные коммуникации станут общественным достоянием. У многих из нас в кармане по два мобильника, а дома, кроме стационарного телефона, имеется энное количество SIM-карт. Поэтому идея принимать все входящие звонки на тот номер, который сейчас под рукой, на первый взгляд выглядит весьма соблазнительной. К сожалению, использование одного телефона для всех номеров отнюдь не означает уменьшение цены звонка. Пока за удовольствие платит компания, на цену мало обращаешь внимания.

Господа, а о спаме мы еще не забыли? По статистике, на «мыло», которое успело засветиться, приходит до 80 % этого самого проклятья Интернета (а это порядка 20–30 сообщений в день). Если же объединить все входящие письма и сообщения, то мы, пожалуй, получим спамерский рай.

Кроме того, ученые периодически твердят, что при неразумном использовании унифицированные коммуникации, как и Интернет, могут преподнести целый букет потенциальных угроз, способных «негативно сказаться на судьбе человечества»: виртуализация окружающего мира, предпочтение виртуального общения реальному, физическая и умственная деградация и т. д.

Толика оптимизма

Как известно, не так страшен черт, как его малюют. Унифицированные коммуникации полностью соответствуют принципу «всегда быть на связи», главным последователем которого является молодежь. Ведь нам недостаточно целый день ждать от кого-то сообщения, используя только стационарный телефон в строго определенное время. Когда мы с кем-то связываемся, нас раздражает фраза «Абонент знаходиться поза зоною досяжностi», мы не хотим перебирать в памяти все возможные контакты и методически по ним прозванивать. Мы хотим сразу, здесь и сейчас.

Унифицированные коммуникации позволяют в любой момент времени в зависимости от доступных под рукой средств связи (мобильный и стационарный телефоны, ноутбук, стационарный ПК с выходом в Интернет и т. п.) задать наиболее удобный для себя способ связи (звонок на доступный в данный момент номер, e-mail, ICQ, Skype, любимый чат и т. д.). Любой звонок на любой номер будет автоматически переведен на доступное в данный момент средство связи. А универсальный почтовый ящик позволит все входящие сообщения (e-mail, факс, SMS, ICQ, Skype…) прочитать в едином окне. Да и для доступа к ящику достаточно обычной мобилки.

Процесс связи с необходимым человеком значительно упрощается. При обращении к адресной книге мы получим исчерпывающую информацию о всех возможных способах сделать это, онлайн-/офлайн-статусах по каждому из них, а также ожидаемом времени доступности абонента.

А возможности IP-телефонии практически полностью нивелирует влияние факторов цены звонка и расстояния, что открывает еще более привлекательные возможности для общения.

Послесловие

Самыми активными приверженцами унифицированных коммуникаций в корпоративном секторе являются представители поколения от 18 до 30. И именно на них будут ориентироваться первые UC-производители, которые в будущем рискнут парадигму Unified Communications сделать общедоступной.

Что касается UC-приложений, то они входят в нашу жизнь неравномерно. Так, IP-телефония и программный телефон уже используются в домашних условиях.

Идея предоставления мобильного доступа заманчива для мобильных операторов. И через пару лет вполне возможно появление новой услуги по автоматической переадресации всех входящих вызовов из списка личных номеров на доступный в данный момент номер.

Универсальный почтовый ящик и мобильный доступ к нему — крайне заманчивая фишка для интернет-провайдеров, раздающих почтовые ящики. Приход в некорпоративный сегмент услуги контроля присутствия (основной визитной карточки унифицированных коммуникаций) во многом зависит от совместной расторопности тех же мобильных операторов и интернет-провайдеров. Если дорога их развития совпадет с путем мировых инновационных процессов, то возможность отслеживать онлайн всех своих знакомых у нас появится года через четыре.

Заглядывая в неалекое будущее, можно с уверенностью сказать, что унифицированные коммуникации в ближайшие 5–10 лет окунут нас в реалии фантастических фильмов, когда в любое время и из любого места можно будет за считаные секунды связаться с любым человеком на Земле. А в качестве подручного средства для этого подойдет любое устройство, обладающее функциями связи.

(Полную версию статьи читайте в "hi-Tech. Мир Связи", 11/2008, с. 26)

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *