Вот в чем фокус

 | 16.39

Мой Компьютер, №30 (534), 15.12.2008

Безусловно, мечтой каждого фотографа (как любителя, так и профессионала) является зеркальная камера с набором качественных объективов. Однако носить её с собой повсюду довольно обременительно, да и не всегда требуется самое высокое качество снимков. В то же время цены на вполне сносные компакты опустились ниже 100 долларов, и это заставляет задуматься над приобретением второй камеры.

Canon PowerShot S3 IS — классический ультразум в лучших традициях

Компакты, или как принято говорить у нас, «мыльницы», обычно относят к фотоаппаратам несерьезным, которые сойдут разве что для съемки «на память». Считается, что их возможностей будет достаточно для «фиксации» разных посиделок, пьянок-гулянок (с подвидами: дома, в офисе, на природе) и другой «бытовухи», которую в лучшем случае увидят друзья и знакомые, не требующие от ваших кадров особой художественности и качества.

Но важно отметить, что уступая остальным аппаратам по качеству съёмки, дешёвые «мыльницы» не имеют конкурентов по габаритам. Только такие камеры (ну, не считая имиджевых игрушек) можно спокойно носить в кармане и всегда быть готовым запечатлеть всё, что вздумается.

Nikon Coolpix L10 — прошлогодний хит и типичный представитель класса компактных цифровиков

Компактность в сочетании с низкой ценой делают их кандидатами на покупку и во множестве случаев — для ребёнка, для любителей экстрима, для общих нужд в небольшом офисе… В каждом случае простой компакт с элементарным интерфейсом будет удобен, а если он сломается, упадёт со скалы или будет утянут подлым клиентом — невелика потеря. Потерять зеркалку было бы гораздо накладнее и обиднее.

Поэтому попытаемся отбросить снобизм в отношении компактных «цифромыльниц» и посмотрим, на что они способны, на примере популярной модели Nikon Coolpix L10, которая находится у меня достаточно долго, чтобы можно было выявить все преимущества и недостатки таких камер.

В качестве альтернативы послужит камера Canon PowerShot S3 IS, которая представляет второй по популярности класс — ультразумы. Детям их дарить вряд ли стоит, но многие фотолюбители, не желающие тратить большие деньги на зеркалку или просто предпочитающие компактные устройства, рассматривают ультразумы как оптимальный вариант. Останавливает лишь их относительно высокая цена (в два-три раза выше, чем у простых «компактов»), поэтому нашей основной задачей будет определение границы, за которой экономия теряет смысл, и ультразум придётся покупать в любом случае.

Но, как ни странно, дешёвый компакт иногда оказывается лучше не такого уж дешёвого ультразума.

На каждый день

Предустановленные режимы, на которые в первую очередь рассчитан любой компакт (то есть, «Пейзаж», «Портрет», «Портрет с автофокусом лица» и прочие), комментировать нечего — работают, как положено. Если непрофессионала пустить к ручным настройкам (которых на таких камерах обычно не бывает), фотографии, скорее всего, получатся гораздо хуже. Единственное, что может потребоваться, это экспокоррекция, и она есть.

Без регулироемой вспышки снимать вечером портреты на компактах непросто

При съёмке пейзажей в солнечный день проблем не возникает даже у камер, встроенных в мобильники. Однако наш L10 даёт гораздо лучшую детализацию при практически полном отсутствии шумов. Вдобавок, трёхкратный зум позволяет немного поиграться с композицией кадра.

Портрет при естественном освещении компактный L10 тоже сделает как надо. Но стоит испытать его в условиях недостаточной освещённости, как сразу же проявляется важный недостаток — отсутствие регулировки мощности импульса вспышки. Если же попытаться отойти подальше, чтобы скомпенсировать яркость, лицо получается недостаточно крупным. Ультразумы обычно имеют регулируемую вспышку, к тому же их объективы немного лучше размывают задний план, добавляя портрету выразительности.

Вечерний пейзаж у ультразума получается лучше, но ненамного

Для съёмки пейзажей при ухудшенном освещении (а зимой оно может быть неважным даже в полдень) вспышка уже мало чем поможет. Тут нужна высокая чувствительность и хорошие алгоритмы шумоподавления. А по этим параметрам что компакт, что ультразум находятся в равных условиях. У обоих матрицы невелики и сильно шумят. В нашем случае оказалось, что Canon S3 IS дал более чёткую картинку, но оставил больше шумов. Шумоподавитель Nikon L10 сработал более агрессивно, поэтому детализация ухудшилась. Впрочем, на отпечатках 10×15 и 15×21 см эту разницу вряд ли кто-то заметит.

Также должен предупредить, что серия «Canon S» вообще отличается крайне деликатным шумодавом, позволяя фотографу при необходимости самостоятельно воевать с шумами уже на компьютере в фоторедакторах. Для многих других ультразумов агрессивный шумодав — такая же норма, как и для Nikon L10.

Темнота — друг молодёжи

На ночных фото шумы заметны, но вполне терпимы

И, увы, враг компактных цифровых камер. Ультразумы тут не исключение, и даже их основное преимущество — универсальный объектив — становится бесполезным. Оптический стабилизатор (не самая дешёвая деталь камеры) может спасти при съёмке с рук на длинном фокусе в яркий день или на небольшом фокусе в сумерках. Но ночью, когда нужна выдержка от 1/3 секунды и дольше, снимать с рук даже на минимальном фокусном расстоянии очень сложно, и никакой стабилизатор не поможет. Ну, а небольшой штатив (такие можно купить в любой фотолавке примерно за 100 грн) одинаково хорош и для ультразума, и для компакта. При этом главное не забыть воспользоваться задержкой спуска (Nikon L10 это тоже позволяет), и можно надеяться на получение вполне сносных ночных фотографий. Впрочем, шумы будут высокими в любом случае.

Говорящие картинки

Про видеосъемку на Nikon L10 можно сказать немного. Хорошая четкость при разрешении 640×480, а вот звук уже искажается после одного метра. Качественные микрофоны на компактных камерах — большая редкость. Режим освещения — всего один, и пригоден только для яркого дневного света.

У ультразумов с видео дела обстоят немногим лучше. Разве что более универсальный объектив даёт больше свободы. Но важно уточнить, позволяет ли ваша камера при съёмке видео использовать зум, и не шумит ли при этом объектив.

Нет, ребята, я не гордый

Дневные фото радуют и цветом и детализацией

Выводы, пожалуй, очевидны. Если требования к камере невысоки, а в вечернее время предполагается снимать разве что компанию друзей и смешные вывески на магазинах, то компактная камера будет хорошим выбором. Все преимущества, перечисленные в начале этого небольшого исследования, остаются в силе.

Однако как только условия съёмки становятся чуть более сложными, а требования к результату — чуть более высокими, компакт теряет свою привлекательность. Сделать приличный вечерний кадр «с рук» или хороший портрет (хотя бы на документы) с компактом вряд ли получится. Стабилизатор и регулируемая вспышка в таких случаях незаменимы. Впрочем, часто ли вы планируете делать такие фото?

Но что можно утверждать с полной уверенностью, так это то, что для IT-шника, снимающего разное компьютерное железо, ультразум является единственным приемлемым вариантом. В обычном макро компакт не так уж и плох (хотя опять-таки, приходится обходиться без вспышки), но режим супермакро на компактах попросту отсутствует. В то же время большинство ультразумов позволяют в таком режиме фотографировать, уткнув объектив прямо в объект! С другой стороны, о том, сколько стоит приличный макрообъектив для зеркалки, лучше не вспоминать…

Что ж, надеемся, наше небольшое исследование поможет вам определиться с приоритетами и правильно распорядиться своими деньгами.

Если вам необходим режим супермакро, ультразум — единственный вариант

Обычное макро у обоих камер работает почти одинаково

Компактные цифровики из поколения в поколение меняются не слишком заметно. Безусловно, разрешение матриц растёт, но физический размер сенсора всё равно остаётся небольшим, поэтому максимальная чувствительность поднимается слабо, да и шумы никуда не деваются. Так что прошлогодний Nikon L10 остаётся вполне показательным образцом своего класса. Вдобавок за год компактные камеры заметно теряют в цене, многие из прошлогодних хитов сейчас стоят до 80-90 долларов. Но и свежие модели всё-таки имеют свои преимущества. Вот несколько примеров:

  • Samsung S860 (около 130 у. е.) — благодаря полноценным ручным настройкам и регулируемой вспышке этот компакт позволит освоить азы фотодела на практике, да и снимки (в умелых руках) можно получать более удачные;
  • Canon PowerShot A470 (около 125 у. е.) — серия A400 от Canon славится своей сбалансированностью и удобством. 3.4-кратный зум, а также удобные аккумуляторы формата ААА — тому подтверждение;
  • Nikon CoolPix L15 (около 125 у. е.) — 8 Мп вместо пяти, максимальные 1000 ISO вместо 800, немного доработанный объектив — вот и все основные улучшения по сравнению с L10. Разница в цене, впрочем, тоже невелика — всего 30 долларов;
  • Olympus FE-280 (около 125 у. е.) — как и его предшественник FE-230, обладает очень компактными размерами. Он на 7 см тоньше нашего L10, что для любителей носить камеру в кармане является ощутимой разницей;
  • FujiFilm FinePix F20 (около 130 у. е.) — обладает довольно крупной (как для своего класса) матрицей — 1/1.7 дюйма. В результате получаются гораздо меньшие шумы и более широкий диапазон чувствительности (100-2000 ISO).

P.S.: Обычно за год компакты дешевеют вдвое.

УГОЛОК НОЧНОГО СУЩЕСТВА

Самое крутое испытание на пределе возможностей я устроил компакту, когда вооружился штативом и вышел в ночь. Для получения приведенных ночных фотографий всего-то вытянул экспозицию на максимум – и поставил на автоспуск, чтобы подрагивание от нажатия кнопки не вызвало возмущений на изображении. Результат я бы не стал печатать в размере плаката, но на небольшое приятное фото (скажем, для украшения блога) потянет. Шум терпимый, если не увеличивать до размера, на котором видна размытость контуров и пестрые зерна (см. фото). Четкость мелких объектов сохраняется даже в свете фонаря, что было испытано на фотографиях кирпичной кладки – но глубины у такого фото, конечно, не будет. И уж точно я не стал бы рассчитывать на различимость болтика, одиноко лежащего на земле. О четкости астрономических объектов забудьте сразу.

Если считать, что в ночной пейзаж входят люди, машины и деревья на переднем и среднем плане, внушительных размеров здания на фоне, а также причудливой формы облака и серебряная луна с выражением на «лице», то почти все это достижимо. Компакт Nikon Coolpix L10 не обеспечит только лунный лик (превратив в лунный блик), цветовая гамма облаков потребует доработки, также как и здания, удаленные метров на 200. А все, что ближе к вам и/или к фонарю – получится с сохранением окраски (при экспозиции +1, если быть точнее, и чуть светлее/ярче при +2).

Яскр

Bateau

Robo User
Web-droid editor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *