Московское метро

 | 19.23

В этой статье мы поговорим о московском метро.

Метро — это современный, универсальный и самый популярный общественный транспорт. В течении одного дня метрополитен крупного мегаполиса перевозит несколько миллионов пассажиров. Многие из тех, кто день за днем спускается под землю, уже привыкли к своему традиционному маршруту передвижения по городу. Их уже не так, как в далеком детстве интересует таинственность, скрытая во тьме туннелей. Ведь в основном дети прилипают носами к стеклам дверей, пытаясь разглядеть служебные ходы в стенах, увидеть что-либо там, куда уходят рельсы за станциями.

Достаточно долгое время метрополитен был стратегически важным государственным объектом, поэтому значительная часть информации была засекреченной и недоступной для обычных граждан. И речи не могло быть о том, чтобы фотографии тоннелей либо служебных ходов появились в обычной газете.

Времена изменились, с некоторых моментов гриф секретности был снят. В результате благодаря этому мы можем пусть и не поприсутствовать лично, но виртуально побывать в запретных местах. К примеру, благодаря прохожему киевлянину можно было заглянуть в подземелья метро Киева, сняв покрова таинственности с тоннелей и переходов. Увы, пока что найти подобные фоторепортажи про московское метро не удалось, да и знакомых, которые могли бы порассказывать про его особенности, тоже нет.

Поэтому попробуем совершить путешествие в метро Москвы на основе доступной во всемирной сети информации. Для полного погружения в атмосферу подземелий рекомендуется читать статью ночью в темной комнате, одев на голову каску с фонариком 🙂

Начнем, пожалуй, с официального сайта московского метрополитена

Поскольку сайт официальный, то и стиль подачи информации соответствующий. И вряд ли удастся найти на нем суперинтересные фотографии тоннелей. Но обо всем по порядку и последовательно.

В первую очередь получим интересные цифры по статистике. Несколько самых интересных приведу прямой здесь – количество перевозимых пассажиров в день в среднем 7 млн, протяженность всех веток (а в московской подземке их 12) более 300 км, количество станций 185. За остальными прошу проследовать в раздел «Метрополитен в цифрах».

Вот что всегда приятно на официальных сайтах (конечно же, при хорошем дизайне и наличии архива у предприятия) – так это наличие полноценного исторического раздела. Московское метро ведет отсчет своей истории с 1935 года, отметив пару лет назад свое 75-летие. Если вчитываться в большие тексты у вас желания нет, то можно просто ограничиться хронологией. Хотя советую потратить время и прочитать еще и предысторию создания подземного транспорта в столице на тот час еще Советского Союза. Увы, далеко не обо всем можно рассказать и показать на сайте, поэтому жаждущих дальнейших знаний ждут в музее Московского метрополитена. Благодаря выложенным фотографиям музейных залов и экспонатов появилась мысль о том, что в случае оказии в столицу России его надо посетить обязательно.

А пока что придется ограничиться скачанным буклетом музея.

Довольно нестандартно реализована схема линий подземки. Скажем так, очень непривычно видеть (особенно после киевской схемы) интерактивную карту с возможностью построения маршрута движения от начальной до требуемой станции и указанием примерного времени проезда. Кроме того, карту можно переключить в режим отображения важных для пассажиров объектов (как то, к примеру, банкоматы, вокзалы, кассы и т.п.). Для каждой из станций также можно посмотреть краткую информацию, план-схему и узнать проходящие возле нее маршруты других видов транспорта.

А вот «Фотогалерея» подкачала. Доступно для просмотра только две фотографии одной из станций. Может быть, просто раздел в состоянии наполнения? Будем надеяться и заглянем через некоторое время.

Из интересного стоит отметить разделы «Именные поезда» и «Праздничные и юбилейные билеты». В последнем можно увидеть карточки для оплаты проезда, посвященные различным событиям из жизни Москвы и ее подземного транспорта.

Ну что ж, завязываем с официозом и ищем что-то более интересненькое. Вот, к примеру, Московское метро. Проект Артемия Лебедева

Уже первые строки, бросающиеся в глаза, интригуют.

[QUOTE]Это сайт о мифе и легенде, о том, что было и чего не было. Это одновременно музей, архив, альбом, справочник и энциклопедия.[/QUOTE]

а черный цвет фона способствует нагнетания таинственности.

Пробежавшись взглядом по странице наискосок, сразу замечаешь, что информации много, причем действительно только такой, которая будет интересна даже просто любопытному посетителю. Чувствуется, что сбор всей информации выполнялся долго и тщательно. Ведь как иначе объяснить наличие хронологической последовательности схем линий московского метро, начиная аж с тридцатых годов прошлого века (т.е. с первых планов). Причем в этом списке есть как стандартные карты, так и схемы путей (включая технологические). Зато легко можно оценить, как происходило постепенное расширение охваченных территорий.

Информация о станциях представлена гораздо более полная, чем на уже посещенном официальном сайте. Здесь и информация о времени открытия, и все предыдущие названия в случае переименований (а некоторые переименовывались по нескольку раз), и фамилии архитекторов и проектировщиков. Ну и собственно фотографии – как залов и платформ самих станций, так и над и вокруг лежащих территорий. Да, интересно наблюдать, как меняются пейзажи с течением времени. Кстати, для недавно построенных станций встречаются фотографии процесса их закладки и постройки тоннелей.

Более кратко рассказывается о составах поездов метро. В основном приведено по несколько фотографий для каждого типа вагонов и специальной техники.

Неожиданно интересным оказался раздел, рассказывающий об оплате проезда. Помимо традиционной хронологии изменения стоимости проездных билетов на сайте собрана их масштабная коллекция – от самых первых бумажных талонов до современных пластиковых бесконтактных карт. Словами это описывать бессмысленно – лучше заходите и смотрите все сами. Также стоит отметить «Библиотеку», в которой выложены публикации о метрополитене и раздел, посвященный засекреченной части московского метро под названием «Метро-2».

Кстати, в субдоменах проекта Лебедева расположились еще ряд сайтов, также посвященных тематике подземки. Правда, многие из них не обновляются уже в течении нескольких лет, но все равно содержат информацию, с которой стоит ознакомиться. Отмечу только один (по остальным пройдетесь при желании сами) – «Метровагоны», в рамках которого автором собрана значительная фотогалерея основных типов используемых вагонов, как пассажирских, так и специализированных.

Еще один авторский проект – это ресурс «Московское метро»

который поддерживался Владимиром Свириденковым. Увы, проект не обновлялся с 2008 года, но, несмотря на это, очень советую выделить время ознакомиться с ним. Как пишет сам создатель, вся представленная информация взята из разных источников и распределена по категориям.

По моему личному мнению, этот сайт интересен не фотографиями (их то как раз не очень и много), а разноплановой текстовой информацией на любой вкус. Хотите статистику – проходите в раздел «Цифры и факты». Интересует история — вам прямая дорога в раздел «Летопись». Мне было очень интересно ознакомиться с технической стороной стройки линий метро и работы метрополитена – какая техника применяется, как строятся тоннели и станции (раздел «Строительство метро»), как работают системы энергоснабжения и вентиляции, какие задачи службы движения (раздел «Эксплуатация») и т.п.

Скорее всего, добравшись до этого места нашего путешествия, вы уже устали от обилия текстовой информации. Хочется дать отдохнуть мозгу? Тогда давайте пройдемся по ряду ресурсов с фотографиями подземки.

Коллекцию отличных фотографий станций московской подземки можно увидеть на сайте Bee Flowers. 450 фотографий отображают внутреннее убранство некоторых станций – элементы декора, мозаичные панно и панорамные фотографии залов.

Еще одна галерея фотографий станций находится на сайте «Прогулки по России» в подразделе «Московское метро». Выбирайте линию, затем станцию – и вперед. При последовательном просмотре создается впечатление прохода по станции, так подобраны фото.

Фотографии архитектурных украшений метрополитена (барельефы, памятные доски, вставки на стенах залов, интересные светильники и скамейки, т.д.) собраны на страницах сайта «Московские зарисовки». Увы, как пишут создатели ресурса, в эпоху повального переименования и избавления от наследия прошлого ряд таких элементов был безвозвратно утрачен.

Если вы всегда мечтали посмотреть на окружающий мир глазами машиниста метро, то такую возможность вам предоставит в своем фотовидеорепортаже Вячеслав Колосов на сайте ФотоТелеграфа.

Ну а теперь представляю вашему вниманию Живой Журнал Александра Russos Попова,

фотографа, который снимает метро, заброшенные заводы и здания, мосты и многое другое. Здесь мы увидим то, ради чего и затевалась наша экскурсия.

Фотографий очень много, поэтому ведущий дневника любезно выделил отдельные темы для таких, как мы, посетителей:

Фотомарафон по станциям метро — ссылки на посты с фотографиями конкретных станций, присутствуют и комментарии автора

Метрострой – различные эпизоды съемок со строек станций подземки

Метрополитен – текущее положение дел в подземном мире

Другое метро – здесь как раз то, что не видит (а часто и не жаждет увидеть) обычный пассажир. Ночные тоннели, подземные развязки, оборотные тупики. Для просмотра в некоторых записях доступно и видео .

В общем, смотреть – не пересмотреть. А еще автор из своих фото делает обои для рабочего стола, причем в различных разрешениях экрана.

Для затравки — несколько фотографий из журнала.

Еще один интересный ЖЖ – это журнал фотографа Игоря Ванина

Одна из сонма тематик его интересов – это прогулки по московскому метро. Фотографирует он в основном только залы и платформы, но зато порою создает для них и панорамы.

Перед окончанием экскурсии – немного интересных фактов, которые находятся на ресурсе «Палеонтология московского метро».

Ведь никто из нас не задумывался о том, что, оказывается, метро – это не только транспорт, но и музей, палеонтологический музей. Многих обитателей древних морей можно увидеть в облицовке известняком или мрамором станций метро. Начать стоит с изучения видов палеофауны, которая встречается в московской подземке. После этого уже можно изучить, на каких станциях какие окаменелости присутствуют.

А совсем напоследок – немного юмора, «Московское метро в карикатурах».

Как по мне, часть иллюстраций вполне может быть применена и к метро Киева.

Ну что же, на этом, пожалуй, закончим наше сегодняшнее путешествие. Вполне возможно, что какие-то ресурсы не удостоились нашего внимания, но у вас есть шанс найти их самостоятельно.

До новых встреч на просторах сети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *