Оправдывает ли свое предназначение магистратура?

 | 16.36

Хочется вновь слегка отвлечься от ИТ-тематики и поговорить на тему, относящуюся к образованию.

А именно — про выбор, который должны сделать студенты, закончившие четыре года обучения и благополучно получившие дипломы бакалавра.

Возможно, что эта тема будет не очень своевременной в этом году, поскольку в связи с проведением в Украине чемпионата Европы по футболу учебный процесс был в принудительном порядке сжат, и внутренние вступительные экзамены в магистратуру уже проведены (по крайней мере в НТУУ “КПИ”, говорить за другие вузы не буду — прим. автора).

В общем, у свежеиспеченных бакалавров есть три основных варианта дальнейших действий:

  • помахать институту ручкой и идти работать
  • продолжить обучение для получения образовательно-квалификационного уровня “специалист”
  • продолжить обучение для получения образовательно-квалификационного уровня “магистр”

И вот тут то и начинается самое интересное.

Для начала вспомним, что давным-давно, когда где-то в кабинетах министерства образования начали кампанию по приведению системы высшего образования к европейским стандартам, то планировалось, что вместо одного используемого на то время образовательно-квалификационного уровня под кодовым названием “специалист” (или инженер по народному) будет внедрена двухуровневая система “бакалавр-магистр”. Причем уровень бакалавра будет считаться ПОЛНЫМ ВЫСШИМ образованием. Т.е. по окончании четырех курсов студент получал достаточный (по мнению сидящих в кабинетах) уровень знаний для полноценной инженерной работы. И процентов 80 выпускников четвертого курса после получения диплома прощались с институтом.

Допуск на уровень подготовки магистров предполагалось открыть для тех студентов, кто за первые годы учебы показал склонность к научно-педагогической работе. Практически открытым текстом говорилось, что магистр — это либо будущий преподаватель, либо будущий научный работник. Т.е. человек, готовый посвятить себя служению науке. А про магистерский диплом говорили, что это — ступенька к кандидатской диссертации.

Увы, в реальности все оказалось намного сложнее, чем на бумаге.

Начнем с того, что до сих пор уровень “бакалавр” не воспринимается как полноценное, завершенное высшее образование, несмотря на то, что под это переделаны учебные программы. Поэтому также на уровне министерства было принято решение о сохранении образовательно-квалификационного уровня “специалист”. В основном как временное решение, поскольку надеялись, что со временем все-таки удастся перейти на двухуровневую систему. Но нет ничего более постоянного, чем временное решение 🙂

Еще один момент — это шаблонность мышления людей, которые считают, что чем больше учиться — тем лучше. Для них диплом магистра престижнее просто потому, что уровень магистра выше, чем уровень специалиста. Часто приходилось слышать от студентов, что они будут поступать/поступили в магистратуру только потому, что на этом настояли их родители. Сами бы они с бОльшим удовольствием выучились бы на специалиста, и на полгода раньше закончили бы институт и пошли активно работать. Но увы.

Кроме того, бывает также и так, что поступают в магистратуру просто так, без всяких дальнейших планов по научно-преподавательской деятельности.

Ах да, совсем забыл сказать, что в магистратуру можно попасть не только на бюджетные, но и на контрактные места. Причем в этом случае даже не особо смотрят на средний балл диплома бакалавра (контрактников сейчас мало, а деньги кафедрам и факультетам нужны).

К чему все это приводит? К тому, что порою стыдно слушать магистерские диссертации. Увы, членам ГЭК можно только посочувствовать. Особенно когда им, скрепя сердце, приходиться ставить за работу “тройку”.

Продолжать можно, но букв и так уже много. Поэтому попробуем подвести некоторые итоги и сделать выводы.

К сожалению, по состоянию на сегодняшний день магистратура в основном не оправдывает своего изначального предназначения. Очень небольшое количество студентов поступают в магистратуру, изначально зная, что они будут заниматься наукой или преподаванием.

И вопрос о том, как поменять точку зрения и студентов, и их родителей, пока что остается открытым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *