С гаджетами по жизни… Часть 1

 | 21.00

Наши авторы уже не один раз рассказывали о том, как они приобщались к миру информационных технологий, с какими электронными устройствами сталкивались на своем жизненном пути. О своем первом компьютере рассказывал Александр Быченко. Кирилл Гальченко вначале рассказал о том, сколько и каких компьютеров он поменял, а позже поведал миру о своей околокомпьютерной жизни. “Железный ГУРУ” Виктор Ефименко поведал о первом самостоятельно собранном ПК, а впоследствии — о всех цифровых устройствах, с которыми ему приходилось иметь дело.

Вот и ваш покорный слуга тоже решил окинуть взглядом прожитые года и вспомнить, с какими интересными устройствами (или, как сейчас модно говорить, гаджетами — прим. автора) — как цифровыми, так и не цифровыми — он сталкивался за прожитую жизнь.

Первые более-менее четкие воспоминания относятся к началу 80-ых годов, к начальным годам моей жизни, проведенным в славной столице Грузии, городе Тбилиси. Первый серьезный девайс, с которым довелось познакомиться, был арифмометр под названием “Феликс”

Мой дядя использовал его для выполнения каких-то неведомых мне расчетов. Да и не сами расчеты меня тогда привлекали(в пятилетнем возрасте-то :)). Гораздо более интересным занятием было просто крутить ручку этого прибора и слушать щелчки переключателей. А сколько было рычажков, которые можно передвигать!

Правда, однажды я взялся за арифмометр, на котором были оставлены некоторые промежуточные результаты вычислений, и своими действиями вынудил дядю выполнить весь объем работы сначала. Наказывать пятилетнего виновника никто не стал, но арифмометр перестал быть легко доступным 🙂

Вскоре мои родители перебрались в Киев. Недалеко от нашего дома был парк имени Ватутина (ныне Мариинский парк — прим. автора), в котором находился городок аттракционов. Традиционный набор — качели-карусели, паровозик, кинозал, и самое привлекающее — павильон игровых автоматов. 15 копеек — и две минуты удовольствия для ребенка, а также спокойствия для его сопровождающих гарантированно. Какие были игры — достаточно простые, чтобы можно было легко понять, как играть, но в тоже время увлекательные и затягивающие:

морской бой, магистраль, снайпер, скачки, городки,различные охоты (всего уже и не вспомнишь)

и мой самый любимый в то время — Танкодром

Время шло, и я пошел в школу. В начальных классах для проверки знаний по различным предметам использовалась интересная электронная система (фото, увы, нет). В какой-то степени можно считать ее аналогом современных систем тестирования знаний обучающихся. Суть ее заключалась в следующем. У каждого ученика на парте был закреплен блок с пятью клавишами и лампочками над ними, причем он был оборудован защитным экраном, чтобы сосед по парте не мог так просто подсмотреть в него. Учитель записывал на доске либо зачитывал вопрос и от трех до пяти ответов на него. После этого ученики, обдумав ответ, нажимали соответствующую кнопку на своих блоках.

На учительском столе находился управляющий блок, который позволял задавать правильный вариант ответа, показать, кто уже дал ответ на поставленный вопрос, а также по нажатии кнопки погасить неправильные ответы (в результате в блоке у ученика, давшего неправильный ответ, лампочка гасла, и он мог при наличии времени исправиться). Вот такой был способ для быстрой (и безбумажной — и это в первой половине восьмидесятых годов!) проверки знаний и степени усвоения материала.

Где-то классе в четвертом то ли за успехи в изучении математики, то ли для того, чтобы появились, эти успехи, мне подарили калькулятор. Это был достаточно простой “Электроника МК-18М”

Стандартный набор вычислительных операций — как раз то, что нужно ученику средней школы, чтобы проверять выполненные вручную вычисления. Был у него только один недостаток, причем свойственный именно попавшему в мои руки экземпляру. Он не работал от батареек, поскольку в разъеме питания лепестки после отключения внешнего БП не замыкали нужные контакты. Хотя для меня эта особенность не была проблемной.

В конце апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Как только информация об этом происшествии стала общедоступной, в школах сразу закончили учебный год. Везде говорили, что детей нужно срочно вывезти за пределы Киева подальше от радиации. В итоге меня и сестру отправили к родственникам в Тбилиси до конца лета. У их детей была электронная игра “Ну, погоди!”

Супер-хит по тем временам! Два режима игры и очень простая цель — собрать с помощью волка все яйца, что скатываются с трех или четырех лотков в зависимости от режима игры. Все играли с завидным упорством, поскольку ходил слух, что если набрать 999 очков, то на экране покажут мультфильм про волка и зайца. И как в такое не поверить ребенку? Это сейчас понимаешь, что используемый в игрушке дисплей просто не может отобразить что-либо кроме того, что ему задано изначально. Впрочем, тогда технические подробности никого не интересовали 🙂

Вообще игр из этой серии было выпущено в СССР/России не так уж и мало. Однако достать такую игрушку было очень и очень тяжело, причем не столько из-за ее стоимости. Забегая наперед, скажу, что я очень радовался, когда мне родители подарили подобную под названием “Тайны океана”

Причем покупали ее в городе Зеленограде, где находилось предприятие, их изготовляющее, и с оказией передавали в Киев.

Кстати, до сих пор где-то лежит, наверное. Надо будет найти, поставить батарейки и тряхнуть стариной! 😉

И на этом месте я, пожалуй, поставлю многоточие, поскольку рассказать хочется еще о многом, а символов уже получается достаточно. Так что продолжение следует во второй части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *